ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Уйти в монахи... как это?

Изменить размер шрифта

pravosl-22

Почти половина россиян, по данным ВЦИОМ, поддержала бы уход своего близкого родственника в монахи. Немного меньше тех, кто против такого поступка, сообщает "Российская Газета".


43 процента готовы благосклонно принять такое решение близкого человека, 40 - не одобрили ли бы его. 19 процентов опрошенных уверены, что в монастырь сбегают от жизненных проблем и суеты; 8 считают, что в монашескую келью влекут вера и убеждения. Стремление быть ближе к Богу, спасение души, смысл жизни - такие мотивации также подразумеваются у "отказавшихся от мира". Только 2 процента опрошенных называют монашество уделом слабых и одиноких.

По мнению же подавляющего большинства (63 процента) монахи своим служением Богу спасают себя и духовно помогают другим людям.

"Уйду в монастырь" - эта фраза до сих пор еще звучит как шуточная угроза из старой советской кинокомедии. Так молодые красавицы шантажируют родных, а то и будущих мужей.

Но вообще "тема ухода" - как поиск иного жизненного пути, как попытка вырваться из колеи привычного с его вечным недобором счастья и смысла, и пойти не так, как все, актуальна в кругах интеллигентной молодежи еще с 60-х годов.

Известный режиссер-мультипликатор, "оскароносец" Александр Петров рассказывал, как в его студенческие времена среди молодежи бродила мода на "все бросить и уйти" - из вуза ли, с привычной ли работы. Вечный мотив вампиловских героев - уйти, уехать - куда-нибудь, хоть на утиную охоту. И в этом порыве - поиск "иного" пути жизни.

Когда в России начало восстанавливаться религиозное сознание, вернулся и утвердился древний и лучший путь спасения - монашество. Открылось множество монастырей.

С мирской точки зрения монашество - жесткий путь: ни жены, ни детей, ни личного богатства. Но с духовной стороны - легкий, потому что прямой и понятный, без отвлечения на удовольствия и множество тягот мира.

В дореволюционной России в крестьянских семьях была присказка об обязательности трех сыновей - один погибнет на войне, другой женится и продолжит род, родив много внуков, а третий - уйдет в монастырь. Монашеский путь мнился как один из высоких и необходимых.

Мы обсуждаем эту тему с писателем, номинантом на Патриаршию литературную премию Дмитрием Володихиным.

Монашеский путь для верующего человека - высший?

Дмитрий Володихин: Для верующего человека не столь важно, "высший" или нет, тут все пути -"важнее". Но монашеский путь дает особенно хорошие условия для спасения души. Он дает возможность отвлечься от повседневной суеты, уйти от соблазнов, посвятить себя молитве и таким образом быстрее и решительнее приблизиться к Богу.

Многие видят в уходе в монастырь бегство от мира и желание снять с себя ответственность за жизненные проблемы...

Дмитрий Володихин: Если бы мирские люди знали монашеский быт, они бы никогда не мыслили в таких категориях. Жизнь современных монахов весьма тяжела. "Бежать в монастырь" нельзя. Если человек идет на иноческий постриг "на истерике" и эмоциональном порыве, желая убежать от каких-то несчастий, то, скорее всего, он очень быстро покинет монастырь. Монахами становятся осознанно. Это на всю жизнь. Это - "смерть для мира". Это - особое служение, требующее колоссальной воли, колоссального тщания и колоссального трезвения. Тут дело не в попытке эскапизма и расстроенных чувствах, а в чрезвычайно важном, твердом и обдуманном решении, которое человек принимает. Это решение о всей своей судьбе вплоть до самой смерти.

Как ответить тем, кто говорит, что уход в монастырь это удар по демографии?

Дмитрий Володихин: Монастыри - столпы веры. Очень мощная опора христианства. А у нас сегодня единственным мощным стимулом к деторождению являются традиционные ценности, и прежде всего православная вера. И чем крепче будет православие, тем больше будет людей, вступающих в брак для того, чтобы прожить в нем всю жизнь, родить детей, воспитать их, оставаясь добрыми, любящими и уважающими друг друга людьми. И руководствуясь не престижем или эротическим влечением, а любовью друг к другу и Господу Богу, который освящает этот брак через их венчание. На мой взгляд, при крепких монастырях у нас все нормально будет и с деторождением, и с демографией.

Ну вот монашеский путь какого-то человека вдохновил. А может быть так, что это не его призвание?

Дмитрий Володихин: Да, конечно. Опытный монах, в особенности - монах-священник, очень хорошо видит (исходя из своего жизненного опыта), приведет ли постриг к каким-то добрым результатам или человеку лучше повременить, а то и отказаться от этой идеи. У Церкви - тысячелетний опыт устройства монашеской жизни, и священники из поколения в поколение передают понимание того, кому монашество нужно, а кому нет. Например, в XIX веке прекрасный русский философ Константин Николаевич Леонтьев долгое время провел на Афоне, учился у великих афонских старцев и пожелал принять монашество. Но афонские старцы сказали ему, что он к этому не готов. Слишком много у него было привязанностей к светской жизни, уж не говоря о необходимости раздать долги, сделанные на протяжении его прежней жизни. Леонтьев не послушался и попытался принять постриг в Николо-Угрешском монастыре. Но ни его здоровье, ни состояние его смирения и его дел не позволили ему стать иноком. Из монастыря он ушел, побыв несколько месяцев послушником. А спустя много лет, когда его характер изменился, когда он устроил свои дела и дела своей семьи, раздал долги и душевно подготовился к монашеству, его постригли в Оптиной пустыне. И умер он как инок Климент. Этот пример показывает, что далеко не всем христианам стоит мечтать о немедленном принятии монашества.

Почему женских монастырей у нас сегодня больше, чем мужских, и насельниц в них больше?

Дмитрий Володихин: У нас до сих пор длится "второе Крещение" Руси. Опыт христианства показывает, что женщина может уверовать быстрее, а мужчина - прочнее. Пока у нас в стране христианство в большей степени связано с женской "быстрой верой". Но я думаю, ситуация изменится, и будет расти количество мужских монастырей.

Не раз слышала разговоры, что известный старец отец Иоанн Крестьянкин писал или говорил покойному Патриарху Алексию II, что не надо торопиться с быстрой организацией женских монастырей, зная о настроениях в них. Монастырь - это же не обычное общежитие.

Дмитрий Володихин: Перед духовным опытом столь великого инока как отец Иоанн Крестьянкин можно только склонить голову. Никакая спешка в таких случаях не нужна. Лучше монастырь, который устраивается медленно, но прочно, чем монастырь, который организуется наспех при отсутствии средств и воли к тому, чтобы вести строгую и очень сложную жизнь монашеской общины. Но в настоящий момент нет свидетельств, что что-то происходит наспех, и есть какая-то "торопежка". Подавляющее большинство монастырей все-таки возобновило добрые иноческие традиции, там настоящая монашеская жизнь. Где-то она "сильнее" и благочестивее, где-то слабее, но так было всегда. И в подавляющем большинстве случаев это не "общежитие", а полноценная монашеская община.

Кто такой монах - человек, особым образом посвятивший жизнь Богу, принесший ему обеты - безбрачия и другие?

Дмитрий Володихин: Монашескими обетами дело не ограничивается, Монашеские обеты - это лишь семя, брошенное в почву души, и только от самого инока зависит, взойдет ли оно добрым ростком или погибнет. Инок должен вести чрезвычайно тяжелую жизнь, совсем не похожую на ту, которую ведут миряне. Это очень важный момент. Инок о многих вещах - не только о браке или гурманстве - должен забыть. Он должен сосредоточиться на служении Богу, всей силой своей души, интеллекта и всеми физическими силами. Монах сосредоточен на Господе Боге. Все остальное для него третьестепенно.

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.