Спешить некуда. Все, что происходит быстро, живет недолго. П. Гавердовская
Снова вспомнил эти слова, вынесенные в эпиграф – и снова они попали мне в глубоко в душу, отозвавшись легкой и приятной дрожью «распознавания своего».
Все, что происходит быстро, живет недолго... Быстро построенный дом, который начинает разваливаться через полгода – вместо обстоятельной стройки, подбора стройматериалов, учета особенностей местности и климата... Быстро возникающая сексуальная страсть, исчезающая после одной ночи – вместо осторожного приближения и узнавания друг друга, когда появляется шанс на что-то большее, чем один оргазм... Быстрое переключение от одного значимого дела к другому, не дающее наполниться тем, что было и тем, что проживалось – вместо вдумчивого перехода от одного состояния к другому... Спешка обесценивает то, что было, не давая наполниться, ощутить вкус жизни, который бывает как сладким, так и горьким. Но это вкус жизни... У любого большого дела есть послевкусие, и если его не ощутить, не прочувствовать, не дать себе времени на него – то как будто и не было ничего. Сейчас мне грустно от того, что завершился относительно короткий, но насыщенный событиями и эмоциями момент моей жизни, но грусть дает мне ощутить ценность того, что было, и ценность для меня тех людей, с которыми я разделял свои чувства. А радость и удовольствие, добавленные к печали, создают неповторимое послевкусие, сбежать из которого – опустошить себя.
Голос жизни бывает тихим, это шепот, который пытается пробиться сквозь рев машин на улице, голоса коллег/начальства/родных/друзей... Трудно сосредоточиться на нем, если бежишь синхронно толпе, в ритме большого мегаполиса – или даже просто стоишь в переполненном общественном транспорте. Трудно вообще осознать цену вещам, людям и происходящим процессам, если переходишь с шага на бег... Слова таксиста, неторопливо едущего по городу, в ответ на мое нетерпение: «Я так думаю: лучше опоздать на работу на 15 минут, чем успеть на кладбище».
Чтобы пробиться через собственные фантазии о человеке к живому и реальному человеку (или опыту) – нужно время и неторопливое внимание. Быстрые реакции, импульсивные ответы – все они опираются на заранее припасенные шаблоны, на иллюзии о том, как и что устроено у другого человека... Разглядеть другого я могу, только неторопливо приближаясь, и наблюдая ответное движение: навстречу мне, от меня, или же настороженное, внимательное ожидание.
Разглядеть себя – тоже. Сколько раз мое импульсивно реализованное «хочу!» сменялось неудовлетворенным «зачем!?»... А можно было сделать паузу («сразу не буду, потому что первое побуждение бывает неверным») или просто замедлить шаг. Не остановить его, не замереть – а идти дальше, но медленно, не пропуская деталей разворачивающейся картины. И иногда, столкнувшись с искушением «хочу!», искушением быстрого и немедленного удовлетворения импульса, я задаю себе вопрос: «а что будет дальше?» И нередко обнаруживаю там пустоту и тоску, которую хочется снова и снова забивать импульсом и спешкой... Значит, не туда мое «хочу»...
Это не значит, что любой импульс – зло. Ведь жизнь - не только неторопливое течение ритма природы, когда век от века встает солнце, сменяются сезоны, и «все возвращается на круги своя». Это ведь и резкий рывок леопарда после долгого ожидания и выслеживания добычи, рывок, в который вложена вся накопленная за время ожидания энергия. Это спонтанность танца, в котором мы сбрасывает накопленную усталость и снова обретаем свободу тела... Хороший импульс – тот, что созрел, тот, что был подготовлен, и не лихорадочными усилиями, а постепенным созреванием. Рождению бабочки предшествует стадия куколки. Можно, конечно, быстро и эффективно приклеить к гусенице крылья, но вряд ли она сможет ими воспользоваться... Спонтанность, свобода в движении и чувствах созревают, а не «накатывают», и этим я отличаю спонтанность от импульсивности, когда импульс задан извне и, никак не преломившись в душе, резко провоцирует действие.
Спешить некуда. Все, что происходит быстро, живет недолго. Спешить действительно некуда... Больше и быстрее – оно, формально, лучше, чем меньше и медленнее. Но меньше и медленнее лучше, чем ничего и никак. А жизнь – она не сильно-то жалует крайности.
P.S. "Лосось – стремительный, сильный и неутомимый. Он проплывает тысячи километров. Покоряет пороги и течения. Бороздит отмели и запрыгивает на водопады. Без сна. Без отдыха. В постоянном сражении со стихией. Он преодолевает все преграды, откладывает икру и, совершенно изможденный, дохнет. Так вот, запомни. Ты не лосось."
- Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке
- Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:
Источник: vk.com
|
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
«Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
-
Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
-
Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
-
Единственная…
О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
-
Живописец русских сказок Виктор Васнецов
Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
-
Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
-
Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
-
Ночь слагает сонеты...
Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
-
Композитор из детства Евгений Крылатов
Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
-
Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
-
Из полыньи да в пламя…
120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
-
Лесной волшебник Виталий Бианки
На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
-
Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…
-
Изба на отшибе. Култукские истории
Козлов Василий Васильевич. Родился в 1947 году на ст. Оловянная Читинской области. Учился в Иркутском госуниверситете на филологическом факультете. Автор поэтических книг «Уроки доброты». Иркутск, 1975; «Есть у меня на свете брат». Иркутск, 1979; «Стихотворения». Иркутск, 1985; «Гончарный круг». Стихи разных лет». Иркутск, 2021; «Рядом с Распутиным. Очерки. Статьи. Воспоминания». Иркутск, 2022.
-
Женщина, подарившая миру Святослава Рериха
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха – великого художника, просветителя, общественного деятеля, 145 лет со дня рождения уникального философа и писательницы – Елены Ивановны Рерих и 120 лет их младшему сыну Святославу Николаевичу Рериху – Учителю, выдающемуся живописцу, общественному деятелю.
-
Его тропинки
Олег Павлович Пеньков в детстве проживал в Казахстане, затем в шахтерском поселке Кемеровской области. По окончании химико-технологического техникума с профессией «механик» был распределен в Усолье-Сибирское на «Химпром».
-
Сказку о приснившейся таблице элементов Менделеев придумал сам
Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый с широким кругом научных интересов, от химии до гидродинамики, геологии, экономики и воздухоплавания. Его таланты признавал весь научный мир, открытую им периодическую систему химических элементов считали самой глубокой и плодотворной научной идеей. В этом году исполняется 190 лет со дня рождения великого ученого.
-
Покоритель небес Валерий Чкалов
2 февраля 2024 года Валерию Павловичу Чкалову, герою Советского Союза и кумиру миллионов, исполнилось 120 лет со дня рождения.
-
Выборы – путь к новому социализму ХХI века?
Чуть больше месяца остается до выборов президента России. Это очень маленький срок для агитации за каждого кандидата, тем более, что только Владимир Путин хорошо известен населению страны, остальные редко появлялись на страницах газет и на телевизионном экране.
-
Бессонница. Рассказ
Над моим пространством витает ночь, хороводят звёзды вокруг ковша, на экране строчка – «удалено»… И слепым кутёнком скулит душа. Почему нескладно сложился паззл, не найду ответа, себя виню: что имеем – не привлекает нас, нет чего-то – тут же «ценю… храню…». Мне б нажать «escape», отменить «delete», и судьбу поправить, как черновик, только этих опций у жизни нет, и к судьбе своей человек привык. Отпускает боль непростых минут, и плотнеет ночи кофейный чад. К паутине снов сожаленья льнут – от сплошных бессонниц полы скрипят, и блуждает мысль далеко во ржи: всё предусмотреть… и нажать клаксон… И простой ответ – завтра снова жить. И грядёт рассвет, и приходит сон.
|
|