ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

«Смерть похожа на роды»

Изменить размер шрифта

Герой фильма «Гладиатор», бывший римский полководец Максимус в одной из сцен произнес слова, которые услышал от своего друга: «Всем нам улыбается смерть. Нам же остается только улыбнуться ей в ответ».

1 07 gnezdilov andreiА что, и в самом деле, нам остается? Надо ли в течение жизни готовиться к смерти? И как вообще надо к ней относиться? Свое мнение об этом высказал Андрей Гнездилов, врач-психиатр, психотерапевт хосписа, специалист по клинической смерти.

— Андрей Владимирович, говорят memento mori — помни о смерти. Помнить, понятное дело, не лишне. Но надо ли в течение жизни готовиться к смерти? Или лучше не думать об этом: по принципу «пока мы живы, смерти нет, а когда она придет, нас уже не будет»?

— Помнить о смерти все-таки нужно. Хотя у каждого это получается по-своему. Часто человек не отдает себе отчета в том, что страхи смерти или грядущих заболеваний проявляются у него на подсознательном уровне, и считает себя мнительным или излишне тревожным. А на самом деле память о смерти возникает в нем помимо его собственной воли.

На мой взгляд, можно доверять природе в том, что размышления о смерти необходимы. Потому что они дают нам ответственность перед жизнью. И наоборот, когда человек забывает о смерти, у него нарушается баланс справедливости. Мы теряемся в догадках: что считать справедливым со стороны судьбы, а что нет, и что именно пытаться перестроить?

Тут весь вопрос в активности и пассивности нашей позиции по отношению к смерти. Что дает нам силу, чтобы противостоять страху перед уходом из этого мира? Осознание того, что запас времени у наc, по сути, очень ограничен.

— Но должен ли человек быть всегда готовым к смерти? Возможно ли это психологически?

— Тут все зависит от темперамента и настроения. Все мы хотим выбросить из головы дурные мысли о смерти. Но они все равно так или иначе появляются у нас в сопровождении соответствующих реакций организма. И конечно, здесь очень большое значение имеют попытки человека понять смысл жизни.

Бессмертие, оказывается, невозможно понять без смерти. И саму жизнь тоже. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер. Наверно, не было бы такой трагедии в смерти близкого человека или другого любимого существа, если бы не представление о том, что со смертью все умирает. Поэтому так важна, например, вера. Мы знаем, что люди, которые пережили клиническую смерть и видели «свет в конце тоннеля», более духовно глубоки. А те, кто проехались по жизни без особых драм, без поиска смысла жизни и смысла лишений, которым они подвергались, зачастую поверхностны, и сама жизнь для них менее интересна.

1 07 psihologiy

— Вы как-то сказали, что задавали и здоровым, и больным один и тот же вопрос: «Как бы вы хотели умереть?». И как оказалось, люди с разными характерами по-своему создавали сценарий смерти: кто-то хотел умереть так, чтобы никто из окружающих не видел его тела, кто-то считал невозможным для себя спокойно лежать и ждать, когда придет конец, и хотел иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе. Одни надеялись умереть в окружении родных, другие беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Некоторые хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах и т. д. А надо ли вообще думать об этом? Какой в этом смысл?

— Сам момент смерти пережевывать не имеет смысла. Потому что сколько жизней, столько и вариантов смерти. И тут я с вами согласен — размышлять об этом не надо. Достаточно того, что страх смерти и так уверенно владеет нашими инстинктами. Человеку свойственно зависеть от мыслей. И если он хозяин своих мыслей, то тогда может сам прервать эту игру. А если позволит себе бояться негативных переживаний такого рода, значит, обстоятельства окажутся сильнее его...

— Еще вы заметили: «Многие хотят умереть во сне, незаметно. Но красивая смерть — это пустая смерть». Почему?

— На вопрос: «Как бы вы хотели умереть?» все отвечают по-разному. Есть декорации, в которых люди хотят выглядеть мужественными, например. Но мне понравился ответ одного монаха, молодого человека, который сказал так: «Мне все равно, при каких обстоятельствах это произойдет. Важно, чтобы в эти минуты я мог молиться, благодарить бога за то, что он послал мне жизнь, и я увидел ее силу и красоту».

— Вы имеете в виду значимость последней минуты?

— Отчасти да. Эта минута придает дополнительный и очень важный смысл всей предыдущей жизни.

С точки зрения христианства, очень важно умереть в сознании. Перед глазами умирающего проходит вся жизнь, и человеку открывается истина. В конце каждый отдает отчет перед совестью. И она должна быть чиста. Что это значит? Надо отдать по возможности все долги, достойно завершить свои дела. А значит, подготовиться к смерти может только человек, полностью осознающий свой диагноз.

— Еще раз процитирую вас: «Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, но зато мои родные будут здоровы, болезнь оборвется на мне, и я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив перед собой такую цель, человек получает осмысленный уход из жизни... Но ведь часто воля к жизни, образно говоря, побеждает смерть — при тяжелой болезни, например. Получается, разрешил себе — умер, а не разрешил — еще пожил на этом свете и, может быть, что-то успел сделать для людей...

— Вы сами говорите, что может быть так, а может эдак. Все зависит от сосредоточенности человека — насколько он в свою жизнь впускает жизнь родных и близких. Если они для него стоят дороже собственного существования, то для этого человека действительно будет большим утешением то, что он своим уходом облегчает им жизнь.

— Вы имеете в виду ситуацию, когда человек становится обузой, например, из-за тяжелой болезни и беспомощности?

— Отчасти так. Поскольку очень страшно быть беспомощным. У людей, которые уходят из жизни, часто в душе рождается вопрос: «Что я успел сделать, а что нет?», возникает чувство вины перед жизнью, близкими, самим собой — потому что, как тебе кажется, ты проводил время пусто, вместо того чтобы сделать что-то хорошее. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что не важно, живешь ты или умираешь. Важно, во имя чего ты живешь и во имя чего можешь умереть.

— Пословица говорит: «На миру и смерть красна». А как быть, если человек совершает подвиг на войне... разве внезапная смерть в бою хуже, чем та, когда у тебя есть какое-то время, чтобы подумать о прожитой жизни?

— Фраза «На миру и смерть красна» достаточно емкая. В то же время в молитвах есть еще и такое выражение: «Не дай бог внезапной смерти». Человек, умирающий внезапно, не успевает пережить то, что ему пережить надлежало бы. Поэтому возможностей больше у того, у кого и времени больше. Перед ним в этот момент раскрывается та сторона бытия, которая для нас обычно закрыта и которую мы загоняем в подсознательное.

— Вы заметили, что люди, знающие о своем тяжелом и, может быть, смертельном диагнозе и пытающиеся завершить наиболее важные дела, отдать долги, живут дольше, чем те, от кого скрывают правду. То есть человек мобилизуется, чтобы правильно, как он считает, прожить последние дни, недели, месяцы, в итоге живет дольше, чем тот, кто пребывает в неведении... Так это, получается, все равно борьба со смертью, а не приятие ее как чего-то естественного?

— Человек до последнего будет пытаться выкарабкаться. Это инстинкт самосохранения, самый главный. Он сильнее всех наших рассуждений.

— Еще говорят: «Многие знания — многие печали». Может быть, без знания о страшной правде все-таки лучше? И человеку в такой ситуации нужнее красивая сказка?

— Может быть. Особенно это касается детей и тех взрослых, в душе которых «глупый» ребенок продолжает существовать и активно принимает участие в их жизни.

Человек, который испытал много печали, набирается мудрости. Например, серьезная классическая музыка довольно часто хранит больше каких-то негативных, тяжелых, может быть, героических переживаний, нежели легких, светлых, бездумных.

— В молодости мы кажемся себе бессмертными — вопреки логике. Потом это проходит: мы вдруг понимаем, что законы природы — старения, увядания и смерти — распространяются и на нас тоже. Но разве «бессмертие молодости» не прекрасно? Может быть, такое отношение к жизни и смерти надо поощрять и сохранять в себе?

— Все правильно, но вы, по сути, говорите о «смерти молодости» как о трагедии. А это не так. Осознание молодым человеком быстротечности жизни, конечно, зачастую трагично. Но, с другой стороны, оно помогает искать и находить истинный смысл жизни. А он может быть в очень различных моментах — к примеру, социальной значимости, работе, где человек трудится, не щадя своих сил. Понимание того, что в жизни он хорошо потрудился, дает ему возможность более спокойного приятия смерти.

— Вы, очевидно, говорите о моменте истины, который наступает в конце жизни каждого человека?

— Да, именно о нем.

— Люди подсознательно хотят вернуться в детство, юность — то есть в то время, когда они о смерти просто не думали, лишь боялись ее по-детски. Наверное, в этой тяге тоже есть особый смысл...

— Смерть похожа на роды. Она запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти человек приобретает в момент рождения. На примере этого феномена видно, как разумно устроена жизнь. Как человек рождается, так он и умирает. Легко рождается — легко умирает, тяжело рождается — тяжело умирает. И день смерти так же не случаен, как и день рождения.

Неслучайно, когда пожилой человек приближается к завершению своей жизни, он часто как бы впадает в детство. Многие старики — те же дети, не замечали?

— Зачастую мысли о смерти отравляют людям жизнь. Какие место должны занимать они в жизни человека? Как тут не перегнуть палку и не загнать себя тем самым в депрессию? А с другой стороны, не быть слишком легкомысленным?

— Это самый трудный вопрос. Мне кажется, что жизнь — всегда определенный ритм, где чередуются возбуждение и торможение, прилив и отлив, восход и закат, радость и печаль. Такая двойственность человеческой природы — и ответ, и наше спасение. Надо дать проявиться тому и другому, ничего не подавляя... Тютчев сказал: «Мысль изреченная есть ложь». Человек представляет собой гораздо больше, чем его мысли. И тут приходят на память слова, которые произнес мудрый Лис в сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

По инф. sta-net.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…