ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

«Руки-ноги есть — работай!»

Изменить размер шрифта

У Михайловского замка в 26-й раз состоялась «Потемкинская лестница» — ежегодная майская встреча петербургских фотокорреспондентов. Ее инициатор — старейшина ленинградского и петербургского цеха фотожурналистов, обладатель «Золотого пера» Игорь Потемкин. Знаменитый фоторепортер, 40 лет отработавший в петербургских редакциях, в рамках проекта «Лучшая половина жизни» рассказал о петербургском фотосообществе и о своем месте в нем.

— Как возникла идея организовать коллективную фотосъемку фотографов города на Неве?

— Шел 1991 год. Фоторепортеров в городе было мало. Наверное, полтора десятка. То есть гораздо меньше, чем адмиралов, генералов и прочих ленинградских больших начальников. Практически все работали в здании «Лениздата» на Фонтанке — и ТАССовцы, и АПНовцы. Возникла идея собраться всем вместе и запечатлеть себя. Собрались в итоге 15 человек.

Но надо понимать, что представлял из себя сад у Михайловского замка в те годы. Это было тихое, спокойное, забытое богом, людьми и охранниками место. Тут ровным счетом не было ничего. Только парочки в углах тискались, да собачники гуляли. За эти годы многое изменилось, и в мае 2016 нам в первый раз пришлось согласовать свое мероприятие с «Русским музеем». Написали большое серьезное письмо на имя директора Владимира Гусева. Видите - сотни человек пришли на лестницу. Малознакомое, с трудом управляемое сборище. Шутки шутками, но многих пришедших я не знаю, а они не знают меня. Многие не могут прийти, потому что ушли из жизни.

— А название «Потемкинская лестница» сразу же закрепилось за встречей?

— Это произошло через год-другой после первого фотографирования. Не я его придумал, мол, моя лестница, потемкинская. Хотя мне, конечно, приятно. Я не противлюсь этому названию. Встречаемся 5 мая в советский День печати. Это радостный весенний день. Мы приходили к лестнице, фотографировались, обменивались рецептами проявителя. А 13 января — ну какой же это День печати?!

— В советские годы, да и в 90-е человек с фотоаппаратом считался обладателем некоего сакрального знания. Сейчас фотокамера есть буквально у каждого. Как вы относитесь к тому, что теперь многие считают себя фотографами?

— Плохо отношусь. Камеры действительно есть у всех, но люди занимаются не фотографированием, а фотканьем. Это какие-то ритуальные действия. Обнялись, улыбнулись, хихикнули в камеру, нажали на кнопку. Картинок никто не печатает. Их не умеют обрабатывать даже те, кто участвует в выставках. Утрачивается мастерство, а главное — желание им обладать.

— А к «Фотошопу» как относитесь?

— А без «Фотошопа» никуда. Но надо понимать, что использовать «Фотошоп» — это не значит присобачить Нарвские ворота к Петропавловской крепости. А когда требуется что-то выровнять, что-то усилить, то без специальных программ никуда. Классическая фотография ведь тоже не исключала доработок. Возьмите того же великого Энсела Адамса. Надо уметь обрабатывать фотографию, печатать ее. Вот я проснусь и прямо в кальсонах сяду, обработаю фотографию и напечатаю ее на принтере. Того же и всем желаю.

— Как вы стали фотожурналистом?

— Фотографировать я стал лет с 10-12. Нормальный фотоаппарат у меня появился в 16. Так и начал снимать. Репортером очень хотел стать. Это же лучшие люди! Герои! Они на гребне волны, всегда в гуще событий. Вот где жизнь-то интересная. Ни в какие военные и инженеры я идти не хотел. Хотел только в газету!

— Ну и какой в итоге это профессия оказалась?

— Это ремесло. Это работа без выходных. Рабочая неделя начинается в понедельник, а выходные дни в городе проходит масса событий — митинги, соревнования, праздники, гулянья, юбилеи. Никакого времени на отдых, обед. Это полностью безрежимная работа. Но мне повезло. Я 40 лет отработал в ленинградских газетах — в «Ленинградской правде», «Вечернем Петербурге», затем в «Час Пике» — с умными людьми. В редакциях-то дураков не держат.

— А как проходили, например, те же съемки демонстраций на 1 мая, городских шествий в советские годы?

— 1 мая было трудным и напряженным днем. Встаешь в 6 часов утра. В 8 ты уже должен быть в здании Лениздата. Берешь на плечи лестницу, с которой знаменитый фоторепортер «Ленинградской правды» снимал Парад Победы, и идешь с ней на Дворцовую площадь. На подходе через каждые 20 метров проверки документов. Начало в 10 часов. Полчаса отснимал — и быстрее с лестницей бежишь обратно в Лениздат. Только запрешьсся у себя в кабинете, а тебе уже стучат: «Петрович, ты картинки сделал или нет? Их редактор видеть хочет». Приходит редактор, который на трибуне и выпил, и закусывал, и начинает ногой над раскладкой командовать, какую карточку поставить, а какую нет.

На демонстрации я уже лет 10 не ходил. Недавно посмотрел то, что сняли коллеги с последнего Первомая — это совершенно другая демонстрация, другие лозунги, лица.

— Наверняка были какие-то веселые случаи?

— Всякое было. Фотографы друг друга разыгрывать любят. Например, ныне знаменитый Анатолий Мальцев начинал в «Смене» лаборантом. Заходит он к нам в редакцию «Ленинградской правды», а мы с коллегой Дроздовым начинаем разговор: «Черт, через два часа на Дворцовой Александрийский столп начнут двигать. Уже бульдозер приехал. Людей сгоняют. Романов (первый секретарь Ленинградского обкома КПСС — прим. „Росбалт".) будет. А мы не успеваем». Мальцев говорит: «Я могу!» И пулей убегает на Дворцовую. Через час возвращается и сообщает, что шутку оценил в троллейбусе.

Было и такое, что молодых посылали снимать пятимиллионного пешехода в подземном переходе на Невском проспекте.

— Сейчас вы значительную часть времени проводите не в Петербурге, а в деревне в Тверской области.

— С газетами я сейчас уже практически не работаю. Свободен. Действую как фотолюбитель. Нет у меня ни редактора, ни бильд-редактора. В свои 76 лет я волен делать, что хочу. Тверская область — родина моих дедов и отцов. У меня домик на берегу пруда, как у Клода Моне — с кувшинками и лягушками. Я занимаюсь его ремонтом и очень хорошо живу. Рад, что очередную «лестницу» удалось провести. Пришел, погладил по лысинам своих знакомых фотокорриков. Теперь с полным правом можно опять залезть на свою тверскую печку. А вообще у фоторепортера возраста нет — руки-ноги есть, так работай.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…