ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

Ребенок как учитель

Изменить размер шрифта

child-2

Как-то так получилось, что ко мне, как к коучу, в последнее время приходит очень много людей, которые озабочены тем, как им установить отношения либо с собственными детьми, либо с собственными родителями. Пишет "Российская Газета".

И вот я все время пытаюсь разобраться: что лежит в основе конфликтов между "отцами и детьми"? Очевидно, что это некое родительское заблуждение. Хотелось бы понять: какое именно.

Пытаясь помочь очередным нерадивым родителям, мне кажется, я понял, в чем тут дело. И поскольку считаю, что мысль вполне может быть главным событием недели, решил поделиться ею с читателями "Российской газеты". Не потому что она такая уж гениальная, а потому что мне представляется очень важным понимать: на каком принципе строятся отношения родителей и детей.

Анализируя многочисленные встречи с теми, кто приходит ко мне на консультации и лекции, я понял: главная проблема родителей в том, что они считают ребенка своей собственностью, чтобы не сказать: своим рабом.

И если ребенок не хочет делать то, что приказывают папа и мама, взрослые искренне удивляются: как же так! Это наш ребенок! Мы его кормили-поили-одевали-обували! Чего это он не желает жить так, как хочется нам?!

Откуда идет эта наша родительская уверенность в том, что мы - хозяева жизни, а дети - гости?

От нашего в целом атеистического восприятия мира. Даже если мы ходим в храм и соблюдаем обряды, в повседневной практике мы исходим из того, что жизнь дается человеку один раз. Ребенок появился в этой взрослой жизни, его поджидают тут взрослые люди, знающие, как тут жить.

Если же исходить из того, что душа человеческая бессмертна, нетрудно предположить, что она возвращается в тот мир, откуда приходят дети. Дети - посланники того вечного мира, в котором мы - гости. Наше земное существование слишком ничтожно в сравнении с той огромной жизнью, которой жила душа.

С точки зрения психофилософии, младенец есть нравственный идеал человека, потому что он абсолютно естественен. Но чем дальше уходит человек от часа своего рождения, уходит от Бога, чем больше в нем социума, тем менее естественным он становится.

Я некоторое время специально наблюдал за детишками, которые гуляли на улице со своим детским садом, и заметил: чем младше человек, тем он, как ни покажется кому-то парадоксальным, свободнее. Но чем старше становится, тем больше начинает обращать внимания на реакцию других. Он начинает жить, исходя не из собственных желаний, а из того, чтобы соответствовать желаниям других.

Дети рождаются свободными. Потом к ним приходят родители.

Мы очень многого говорим о том, что взрослые опытнее детей. Но давайте, что называется, по-честному ответим себе на вопрос: опыт чего есть у нас? Опыт построения мира, где постоянно происходят войны и кризисы? Опыт построения жизни, где зло и корысть куда как часто оказываются сильнее добра и альтруизма? Не имеет ли смысла нам, взрослым, быть скромнее, когда мы бесконечно трындим о передаче своего опыта молодым?

Я уж не говорю о том, что редкий взрослый передает опыт построения счастья. Как правило, это опыт бесконечной борьбы и всевозможных преодолений. Мало кто может научить своего ребенка жить гармонично, но куда как многие учат его зарабатывать деньги, опрометчиво считая, что это и есть дорога к счастью.

Олег Павлович Табаков рассказывал, как однажды застал свою тогда трехлетнюю дочь Машу грустно стоящей на крыльце. "Что случилось?" - встревоженно спросил великий актер. "Жук умер, - вздохнула Маша. - Надо хоронить".

Опыт отношения к природе, как к другу, как к равному - это дети. Интерес к любому человеку - это дети. Бесконечное желание каждый день узнать что-то новое - это дети. Стремление быстро подружиться со своими ровесниками - это дети. Любопытный восторг в отношении всего неизвестного - это дети.

Нам не хотелось бы не делиться с ними своим опытом, а попробовать взять что-то от их?

Конечно, я далек от мысли, что взрослые вдруг начнут учиться у детей. Я о том, что не стоит относиться к ним, как к рабам, которые обязаны выполнять все наши приказы, но стоит внимательней и заинтересованней относиться к ним.

Даже те взрослые, которые готовы признать истину: "Человек человеку - учитель", не распространяют ее на детей.

Мы ходим к детям с ответами, мы ведь знаем, как жить: имеем право делиться опытом.

А вы попробуйте идти к детям с вопросами. Даже в бытовых мелочах. Не кричать на свое чадо: "Иди делай уроки!", а попытаться разобраться в том, почему он этого не делает. Не орать: "Сколько можно играть на компьютере!", а попытаться выяснить: почему человек предпочитает компьютер всем развлечениям мира? Может быть, это мы не помогли ребенку отыскать призвание - то, ради чего он призван на Землю, - вот он и просиживает за компьютерными играми просто потому, что не знает, куда себя деть?

А почему не помогли? Все потому же - шли с ответами, а не с вопросами. Не выясняли: к чему лежит душа нашего чада, а навязывали ему то дело, которое, как нам казалось, может обеспечить его жизнь в будущем.

Может быть, самое главное, что может сделать сегодня каждый взрослый - это услышать своего ребенка, попытаться понять детскую картину мира и, может быть, чему-то поучиться у того, кого мы часто просто не замечаем.

Дети - посланники того мира, куда мы все уйдем. Разве уже одно это не предполагает уважительного отношения к ним?

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…