ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

«Психоз старения» можно вылечить»

Изменить размер шрифта

Что такое «психоз старения»? Как в пожилом возрасте не впадать в депрессию, глядя на себя в зеркало? Можно ли получать от старения позитивные чувства? Об этом рассказал Александр Мымрин, практикующий психолог, психотерапевт, директор Школы современных психотехнологий.

— Александр Валерьевич, надо ли принимать свой возраст безропотно, как есть, или с грузом лет надо бороться?

— Для начала давайте определимся с понятием «возраст». Психологически и биологически возраст может не совпадать с календарным и паспортным. Для традиционных обществ возраст — это в первую очередь не хронологическая, а статусная характеристика. Статус тут выступает как психологическое состояние и социальное положение.

Продвижение по статусно-возрастной лестнице не определяется количеством прожитых лет, а напротив, зависит от самоощущения человека в конкретный период его жизни. Как часто мы встречаем молодых «стариков» и старых «юнцов»? Вопрос риторический! У Александра Розенбаума в одной из песен есть строчка: «Возраст — это стоимость свечей, превышающая стоимость тортов». Слова, которые точно определяют психологический статус возраста.

Психологический возраст зависит от прохождения человеком особых, событийных этапов жизни. В науке их называют обрядами инициации или другими, схожими по функции социальными процедурами. Так вот, качество ощущения, а тем более необходимости принятия своего возраста во многом зависит от этих жизненных событий. С грузом лет, если он «легкий», сами понимаете, бороться нет необходимости.

— А что, если он «тяжелый»?

— Если человек заранее подготовится к старению, то для него этот вес вполне подъемный. А вот когда такой подготовки, инициации не было, то все сложнее. Например, если юноша не отслужил в армии, в жизни ему может быть труднее состояться как воину и как мужчине. Если девушка, женщина не станет матерью, тоже. Ей будет 50, а она по психологическому статусу будет все равно девочкой...

Чем более высокое положение человек занимал в предпенсионной жизни, тем труднее ему смириться с утратой прежнего социального престижа, и это потребует специальных мер, возможно, помощи психолога.

Подготовку к переходу в иной статус (бабушки/дедушки, выход на пенсию, развод и т. д.) следует считать таким же необходимым элементом инициации в зрелом возрасте и старости, как и выбор профессии, супруга в юношеском возрасте. К примеру, неслучайно специалисты сравнивают выход на пенсию по социально-психологическому значению с обрядами инициации в первобытных племенах.

— Как в пожилом возрасте не впадать в депрессию, глядя на себя в зеркало и на молодых людей вокруг?

— Зеркало отражает форму, за которой не видно содержания. Поясню: мы видим то, что хотим видеть. И поэтому часто видим в зазеркалье не то, что есть на самом деле. Как говорят: «Смотрит, но не видит». Зеркало дает нам возможность смотреть, но не дает возможности видеть. В результате депрессия организована! Чувства собственной неполноценности, а с ним тоски и подавленности, тревоги и страха уже не избежать. В этой ситуации депрессия — это оценочная реакция утраты привлекательности (молодости форм) себя, шире — своих статусных параметров, не исключая профессиональных, должностных, материальных и прочих преимуществ.

С возрастом эта тенденция только усиливается. Человек становятся более интровертным, ориентированным на свой внутренний мир, не по причине ослабления жизненной активности, а в силу снижения реагирования на свои нужды со стороны окружения. Чем ближе к старости, тем, увы, меньше на нас обращают внимания. Это обстоятельство провоцирует «уход в себя», порождая чувство сдержанности и, следовательно, увеличенную склонность к депрессивности.

Мужчины чаще, чем женщины, оценивают себя в соответствии со своим социальным статусом, поэтому у них уверенность с возрастом теряется гораздо быстрее. Сознание в этом случае сужается и вращается вокруг личных невзгод, а жизненные планы кажутся менее осуществимыми. Депрессия, как говорят специалисты, запустила человека по невротическому кругу: «ищу выход из депрессии в самой депрессии». Скажу сразу, а там его нет. Круг замкнулся...

Что делать? Надо помнить: подлинные ценности зачастую скрываются за упаковкой. Способность разглядеть их — смысл, цель и средство самопомощи. Искать выход надо и внутри, и снаружи: в восстановлении утраченных контактов и расширении связей с миром. Взгляните, например, на экскурсионные группы пожилых иностранных туристов — эти люди интуитивно нашли выход из «возрастного тупика».

Кстати сказать, различные установки по-разному влияют на состояние здоровья. Высокий уровень депрессивности способствует развитию хронических заболеваний в пожилом возрасте. А ориентация на внешний мир является преимуществом при выздоровлении, например от инсульта.

— Много ли людей подвержены так называемому «психозу старения»?

— Все рано или поздно и в разной степени испытывают как минимум тревожность по поводу старения. Это естественно. Старение же впервые приходит к нам. Как существовать в этой истории? Вопрос, ответ на который каждый будет искать самостоятельно.

Лишь отчасти это зависит от культурологических особенностей. Исследователи часто приводят в пример Японию, как общество с более чем положительным отношением к старости, где национальная мировоззренческая установка рассматривает этот статус как подготовку к новому этапу жизни.

В нашей социокультурной среде будущность для молодых людей представлена как бы на пути самоулучшения — мол, они были хороши в прошлом, а в будущем будут еще лучше. Зато люди среднего возраста и пожилые все лучшее видят в прошлом, а в перспективе — только ухудшение. Это обстоятельство только усиливает проблематику возраста.

Когда-то французский философ и психолог Леви-Брюль сказал: «Наверно, исчезнут цивилизации, которые плачут, но никогда не исчезнут цивилизации, которые смеются!» Депрессия — это обращение в прошлое, иногда — в настоящее, а смех — это бросок в будущность. Смех — великое лекарство от печали!

— Когда обычно начинается «психоз старения»?

— В момент, который в науке называют кризисом возраста. Когда внутри сознания возникает «революционная ситуация»: одна часть личности человека (культурная) говорит: «Хочу!», а вторая (биологическая): «Не могу!». Чем ближе этот период для человека, тем выше вероятность попасть в ловушку.

— А когда все проходит?

— Когда эти две части договорятся, придут к консенсусу.

— У женщин и мужчин все это происходит по-разному?

— Мужчины, в соответствии с традиционным половым стереотипом, ищут ответы и решения в пространстве социального статуса, профессиональной реализации и достижений. В обновленном статусе это имеет продолжение в форме передачи опыта молодым, сбережении подлинной мотивации жизни и профессии, верности отечеству и долгу.

Женщины находят утешение в эмоциональной привязанности к младшим родственникам (внукам, правнукам), «магически» возвращая собственное материнство, а с ним и женскую привлекательность. Бабушки — не старушки!

Но зачастую и те, и другие требуют от окружающих повышенного внимания, а главное — систематического признания того, чего уже нет, и, вероятно, не было.

— Можно ли получать от старения позитивные чувства — удовлетворение, удовольствие, наслаждение, кайф?

— Можно и нужно! В старении заключены три конфликта, которые человеку под силу разрешить. Первый — переоценка «Я» вне профессиональной роли. Многие работающие люди, особенно мужчины, рассматривают свое положение и самого себя сквозь призму профессиональной деятельности. Следовательно, работающий человек может развить в себе высокий уровень самоуважения просто потому, что он имеет социально востребованную профессию. Однако с уходом на пенсию его профессиональный статус нивелируется, и пенсионер вынужден заменить его иным видом собственной уникальности.

Второй конфликт связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела. Для большинства людей старение неизбежно сопровождается снижением тонуса и общего физического состояния. Если человек придает слишком большое значение своему здоровью и удовлетворенности жизнью, то его ждет неизбежное разочарование. Успешное старение подразумевает способность преодолеть физический дискомфорт, или, по крайней мере, найти такой род деятельности, при котором состояние организма в целом не имеет решающего значения.

Третий конфликт связан с утратой самоозабоченности. По существу, это означает, что человек примирился с фактом неизбежности смерти. Очевидно, что эту неприятную мысль можно преодолеть, заботясь о близких и пытаясь улучшить жизнь и благосостояние любимых людей.

Напрашивается вывод, что для того, чтобы наслаждаться старостью, человек должен приготовиться к ней.

Жизнь такова, как мы о ней говорим. «Старуха», «старость», «молодость прошла», «все в прошлом» и т. п. выражения создают тот самый психологический дискомфорт, который так мешает с годами. Нужно убрать из своего лексикона эту терминологию.

Порой, не задумываясь, в суете домашних дел, еще молодая хозяйка скажет: «Старуха! Забыла купить масло!», виновато извиняясь перед домочадцами. А вечером, после ужина, вдруг «случайно» ощутит внезапный прилив тоски по прошлому, когда сама была еще юной...

Человек перешагнул рубеж среднего возраста, и ему кажется, что уже все рассыпалось, жизнь закончилась, перспектив нет. Но многие люди интуитивно находят выход из кажущегося тупика. Например, начинают перечитывать классику, учить иностранные языки, сдавать на права, если раньше не водили машину, путешествовать. И у них заново просыпается интерес к знанию. Они снова ищут себя, свою идентичность — и находят ее в области знания и опыта.

Вспомните для примера образ старца в русских сказках. Это всегда второстепенный персонаж — как и сегодня, кстати, для государства и общества. В сказке он представлен в нищенской форме: ветхое одеяние, длинная борода, растрепанность, лохмотья. Как правило, он показан на фоне другого, молодого персонажа с гипертрофированной красотой или силой. Но, заметьте, старец всегда выступает в роли мудреца, обладающего магическими свойствами, который может подсказать что-то очень дельное, направить куда надо, дать путеводный клубок, подарить чудо-коня, чудо-оружие и т. д. То есть дать главному герою еще больше возможностей. И таким образом, старец сам — их олицетворение.

Знание — сила, помните об этом. В народном фольклоре, по контрасту, телесная немощь связана с внутренней силой, которую дают знание и опыт. При этом старец-мужчина обладает силой праведности, а персонаж-бабушка — силой эмоциональной. Тут происходит смещение значимости внешней привлекательности в сторону привлекательности внутренней. Что, собственно, и называется мудростью.

В разговорной речи русское слово «старик» по отношению к представителю молодого поколения обычно содержит скрытую апелляцию к некоторому жизненному опыту, которым якобы обладает адресат. «Старик, ну ты же все понимаешь...» Кстати, для народной сказочности тоже характерно это вечное желание «избавиться» от старости, вернуть ушедшую молодость магическим способом — с помощью «живой воды», «молодильных яблок» и т. д. Интересные параллели с днем сегодняшним? А ведь это намек на универсальный способ совладания с «психозом старения». На самом деле, все просто: не бегите от себя, сколько бы лет ни прошло, будьте собой.

Источник: www.sta-net.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…