ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Психолог: Даже у самых маленьких должно быть свое личное пространство!

Анна Семенец, rosbalt.ru   
10 Февраля 2020 г.
Изменить размер шрифта

Когда государства и корпорации каблуками топчут нашу приватность, в обществе растет тревожность и агрессия, считает доктор психологических наук Александр Асмолов.

Эксперт–психолог: Даже у самых маленьких должно быть свое личное пространство

Что происходит, когда родители вламываются к ребенку без стука, копаются в вещах и читают личную переписку? Чего можно ждать, когда тотальный контроль за нашей жизнью объявляют власть и корпорации? Почему звонить стало неприлично? Об этом рассказал завкафедрой психологии личности МГУ, вице-президентом Российского психологического общества Александром Асмоловым.

— Что для человека значит приватность?

— Когда вы идете по любой европейской стране, и вдруг наталкиваетесь на замечательную надпись «приватный участок», это значит: стой, осади, сделай шаг назад — это пространство принадлежит кому-то другому, и чтобы на него ступить, нужно получить разрешение. Когда мы говорим о приватности применительно к человеку, то имеем в виду ту границу, внутри которой он может чувствовать себя защищенным, и где ощущает себя хозяином своей собственной личности и того, что творится вокруг.

— Что происходит, когда человека еще в детстве лишают права на личное: родители входят в комнату без стука, читают переписку в соцсетях, роются в карманах и ящиках?

— Ребенку приватность нужна не меньше, чем взрослому. Даже у самых маленьких должно быть свое пространство, где лежат игрушки, любимые вещи. И когда кто-то без спроса их трогает, тем самым он в буквальном смысле совершает насилие над личностью ребенка. Непрошенность — вот индикатор нарушения приватности. Тот, кто вторгается в личное пространство, оказывается потенциальным источником агрессии. Даже если это мама или папа.

Как бы родители ни любили ребенка, они должны уважать его достоинство. Это, простите, даже выше любви. Если они, даже из самых добрых побуждений, хотят на свой склад и лад изменить что-то в мире ребенка, то должны десять раз подумать, насколько это может затронуть его достоинство.

Любое вмешательство в personal space, особенно в детстве, может вызвать очень тяжелые последствия. В ответ на гиперопеку со стороны родителей мы можем получить очень тяжелые неврозы, деструктивное поведение, и главное — утрату доверия к миру.

— Но есть ли у нас самих это право на личное пространство? Наша переписка в мессенджерах или соцсетях перестала быть тайной. Где и за что мы расплачиваемся картой, что говорим рядом с включенным смартфоном, что ищем в поисковиках — все это тоже больше не секрет. О нас собирают массу приватной информации, которую мы не хотели бы делать доступной третьим лицам, причем, это происходит в масштабах целой страны и даже целого мира.

— Когда мы оказываемся в ситуации стриптиза, на который не соглашались, это самая страшная форма кражи в мире — кража личности. Когда в обществе нарушается приватность, нарушается главная ценность личности — автономия, мы должны понимать, что получим на выходе. А получить мы можем только рост тревожности и агрессии в обществе, и неприятие той системы, которая каблуками топчет приватную жизнь, и тем самым бьет по личности и ее достоинству.

— Но так ли велика наша потребность в приватности, если мы сами охотно выставляем свою жизнь напоказ?

— Мы живем в век нарциссизма, в эпоху всеобщей мировой селфиезации, и с радостью делимся личной жизнью в социальных сетях. И если раньше мне нужно было подняться на скалу и высечь там «здесь был Петя», то теперь все куда проще.

Знаете, что такое — подростковая истерия? Это попытка доказать, что я существую любыми средствами. Но сейчас эта история вышла далеко за пределы подростковой. Через селфи мы снимаем свой комплекс неполноценности, показываем всему миру, насколько мы замечательные. Но при этом есть и риски, которые хорошо сформулировали в фильме про нового Гулливера: «Я великий, я могучий, выше солнца, выше тучи», — все время пел король Лилипутии.

— Но почему тогда, выставляя свою жизнь на всеобщее обозрение, мы вместе с тем считаем вторжением в личное пространство телефонные звонки?

— Когда вы постите что-то в социальных сетях, это полностью ваше решение. Сейчас другая эпоха, когда даже интроверты вдруг начинают выступать в Facebook. Но с другой стороны, упаси вас Господь лишний раз им позвонить. «Когда захочу, позвоню сам». Лучше написать или предварительно спросить их согласия на звонок. Почему так происходит? Наше тело изменилось. Теперь каждый человек — это человек, достроенный гаджетами. И как только вы кому-то звоните, вы прямо врываетесь в его приватное пространство — точно так же как если бы проигнорировали табличку «Посторонним вход запрещен».

В эпоху гаджетов произошло резкое изменение форм коммуникации. Телефонный мир, мир звонков уходит. На его место приходит мир переписок, чатов. Сегодня звуковая коммуникация заменяется текстовой, которая позволяет сохранять интимность и приватное пространство.

— Получается, звонить уже неприлично?

— Смотря кому. Есть люди, которые, когда бы я им ни позвонил, будут счастливы. Но только в том случае, если я — часть их интимного пространства.

Еще публикации, созвучные с темой, можно найти и ниже:

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.