ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

Почему в Дагестане не наказывают детей

Изменить размер шрифта

Дагестан – самобытный регион России, где проживают представители более 100 разных национальностей. Несмотря на культурные различия, все народы этой кавказской республики уважают и чтут традиции. Лезгины, табасаранцы, даргинцы, кумыки, аварцы, лакцы и другие дагестанцы гордятся наследием предков и воспитывают своих детей в духе патриотизма, уважения к старшим, горского гостеприимства.

Почему в Дагестане не наказывают детей

При этом реалии современной жизни тоже влияют на обучение школьников, на развитие самосознания подрастающего поколения. Так как же воспитывают детей в Дагестане? Давайте, разберемся.

Уважение к старшим, гостеприимство и трудолюбие

Национальный характер любой республики во многом зависит от того, как живущие там люди воспитывают своих детей. С ранних лет впитав в себя многовековые традиции, каждое новое поколение продолжает наследие старших, привнося в общую культуру собственные идеи, достижения, открытия. Поэтому жизнь современных людей обусловлена не только тем, какое воспитание получили они сами, но и тем, чему их далекие предки учили своих детей.

Все народы Дагестана стремятся развить в подрастающем поколении три основных качества: уважение к старшим, гостеприимство и трудолюбие.

С самых ранних лет ребенку прививают уважительное отношение к представителям старшего поколения: родителям, учителям, соседям. Независимо от того, кем является человек – директором завода или торговцем на местном рынке – дети и подростки обязаны обращаться к нему на «вы», уступать место, пропускать вперед и т.п. Во время праздничных застолий гости всегда рассаживаются по возрасту, самый старший человек одновременно является и наиболее уважаемым членом общества.

Почтительное отношение к отцу и матери, к другим родственникам делает абсолютно невозможным любое неподчинение воле старшего. Юные дагестанцы не могут вступать в пререкания с братьями и сестрами, не могут отказаться выполнить поручение дедушки или бабушки, не могут ослушаться тетушек и дядюшек. По традиции, с отцом дети должны разговаривать только стоя, к главе семьи на Кавказе всегда было особое отношение.

Горское гостеприимство – еще один краеугольный камень дагестанского воспитания. Ребятишки учились хлебосольству, радушию и добросердечию, наблюдая за тем, как их родители принимают гостей, даже если это совсем незнакомые люди.

Приобщение к труду с юных лет – обязательное условие взросления юных дагестанцев. Мальчики с 11-12 лет работают дома наряду с взрослыми: пасут скот, вскапывают грядки, чинят и мастерят разные вещи. Девочки занимаются хозяйственными делами: уборкой, стиркой, приготовлением пищи, присматривают за младшими братьями и сестрами.

С ранних лет представители различных народов Дагестана приобщают своих детей к народным промыслам и ремеслам. Если в Махачкале и других городах эти традиции постепенно утрачиваются, то в селах они еще очень крепки. Например, и в XXI веке практически каждая табасаранская школьница умеет ткать ковры. Этот немногочисленный дагестанский народ по праву гордится талантами местных мастериц.

Национальные танцы также учат молодежь вести себя в обществе с достоинством.

Гендерное разделение

Пожалуй, главной особенностью воспитания детей в Дагестане является строгое гендерное разделение. Мальчики и девочки практически с пеленок должны по-разному одеваться, вести себя, играть. К ним в семье относятся не одинаково, развивают в них порой прямо противоположные качества.

В целом, девочек принято больше баловать, им достается львиная доля родительской ласки. Юных дагестанок никогда не наказывают за проделки. Максимум – могут строго пожурить. При этом старшие не должны забывать о достоинстве девочки, которое ни в коем случае не может ущемляться. Гордость горянки – не просто слова, даже если ей всего 8 лет.

2610 deti degistan

К мальчикам в дагестанских семьях традиционно относятся строже, от них больше требуют. Например, будущие защитники никогда не должны плакать и жаловаться на трудности в учебе, работе или занятиях спортом.

В условиях междоусобных войн и распрей, которых было немало на Кавказе в любое время, мужчина должен суметь постоять за отчий дом, родных. Поэтому мальчика стремились вырастить физически крепким, выносливым. Бойцовские навыки, сообразительность, храбрость и сила воли – вот те качества, которые воспитывали в юных дагестанцах. Все они с ранних лет учились джигитовке, владению оружием.

Девочек, напротив, растили скромными, терпеливыми, благочестивыми. Уважающая себя юная горянка должна вести себя в обществе с достоинством, сохраняя спокойствие в любой ситуации. Как будущая хранительница очага, дагестанская девочка рано училась шить, вязать, вести домашнее хозяйство.

Нравоучения

Кандидат исторических наук Майсарат Мусаева в своей книге «Традиционные обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана, связанные с рождением и воспитанием детей», изданной в Махачкале в 2006 году, написала о том, какие наказания применялись к непослушным детям. По утверждению автора, обычная для многих россиян родительская порка прямо противоречит традициям горского воспитания.

Детей нельзя было не только бить, но и грубо обзывать, запирать в чуланах, лишать пищи и воды, заставлять заниматься непосильным трудом. Любые виды ограничений и наказания, связанные с унижением достоинства маленького человека, считались абсолютно неприемлемыми. Тем более нельзя причинять вред здоровью ребенка.

С возраста 5-7 лет родители начинали проводить с юными дагестанцами нравоучительные беседы, рассказывали им старинные притчи о непослушных детях, которые пожалели о своем недостойном поведении. Если ребенок чего-то не понимал или в чем-то ошибался, его деликатно поправляли, обязательно поощряя за хорошие поступки или успехи в занятиях. В основе такой народной педагогики, по мнению М. Мусаевой, лежит безусловная любовь к детям.

Поскольку при общинно-родовом укладе жизни поступки каждого человека отражаются на членах его семьи, подростки знали, что краснеть и отчитываться за их шалости перед односельчанами будут родители. Это дисциплинировало ребят. Никто не хотел опозорить своего отца или мать.

За поведением детей внимательно следили взрослые. Провинившемуся ребенку тщательно разъясняли этические моменты его проступка, чтобы он понял, в чем именно был неправ. Нередко старший ребенок отвечал за младших. В нем целенаправленно развивали такое полезное качество как ответственность, поскольку в будущем именно старшему сыну в семье предстояло стать главой рода.

Источник: cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…