ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

Ирина Антонова: самое и главное и прекрасное в жизни – это путь открытий

Изменить размер шрифта

antonova irina

Одним из самых ярких и запоминающихся событий V конференции «Общество для всех возрастов» стало выступление президента Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирины Антоновой.

Пушкина Ирины Антоновой

Человек 30-х годов

Ирина Александровна выступила в секции «Траектория строения», где обсуждалось, как в пожилом возрасте выйти из плена стереотипов, увидеть дары и ресурсы старости и жить полноценно:

«Хрупкость жизни очень зависит от здоровья человека, а это не всегда от нас зависит. Мы может быть очень крепки духом, но чисто физические сложности мешают нам прийти туда, куда бы нам хотелось. Хорошо услышать друг друга, или увидеть, а это зависит от зрения. Но самое главное – понять, куда идет наша жизнь, и что значит само ее течение от рождения и до закономерного конца.

Самое главное и самое прекрасное, для чего дана жизнь, и в этом ее смысл и этим смыслом мы обогащаем и себя и нас окружающих – это путь открытий, которые мы делаем для себя, а в той части, что интересны всем – и для всех остальных тоже. Вот этот путь открытий идет параллельно с нашим возрастом. И каждый возраст приносит свое.

После 85 лет мне стало все интересней

Мне очень много лет. Возможно, я одна из самых старших здесь; я не соревнуюсь ни с кем, но возраст у меня очень солидный! Что меня стало поражать особенно после 85 лет, я обозначаю эту дату ПОСЛЕ 85 ЛЕТ! Не сочтите это просто за фразу, это – действительно так! Можете мне верить, можете нет! Но я знаю, что говорю правду! Мне стало все интересней, потому что я в себе открыла возможность понимать что-то, что я раньше не понимала и в какой-то внутренней запальчивости откидывала, не думала об этом! А вот сейчас вдруг целый ряд явлений самых разнообразных, особенно в области искусства! Для меня именно это очень важно, потому что я профессионально занимаюсь именно этой областью, вдруг стало обнаруживаться как что-то очень важное, очень ценное, чего я раньше не понимала. Теперь я стала видеть очень многие явления в живописи, в скульптуре, в пластических искусствах. Я очень люблю театр и литературу, уже совсем по-новому!

После 90 лет – новый период личного счастья

И совсем новый период, я бы сказала просто личного счастья, от такой полноты с какой я воспринимаю жизнь: он наступил после 90 лет. Мне исполнился 91, второй год и вдруг мне стало открываться довольно энергично и с большой силой особенно в области моей профессиональной. Я видела какие-то вещи, которые я тысячу раз знала, я с ними росла в институте, в работе... Я 72 года работаю в музее, с 45 года. И я очень много видела. Музей давал возможность видеть. Но сколько же прояснилось! В какие другие, новые соотношения стали явления жизни становиться между собой! И я увидела перспективу для дальнейшего развития.

Это очень важный момент! Да, иногда мне бывает труднее прийти на какую-то новую выставку в другое помещение помимо нашего музея! Но возможностей очень много знакомиться с новыми явлениями!

Новое понимание

Я создала несколько новый циклов лекций, связанных не с историей искусства, не по принципу принятой классификации – Древний Египет, Возрождение. Нет! А связанных со смыслами искусства, начиная с древнейших времен до наших дней. Слушатели приходят на лекции, где я говорю на тему обнаженной женской модели начиная от первобытной Венеры, Венеры Милосской, «Спящей Венеры» Джорджоне, обнаженная и не обнаженная Маха, «Олимпия», а затем Пикассо, и другие русские картины на эти сюжеты. Вдруг обнаруживается необыкновенная полнота, сила и огромность этого течения жизни, которая где-то совпадает и с моей жизнью с древнейших времен! Потому что я снова это прохожу и для себя через литературу и искусство, все эти периоды тоже! И теперь это уже какой-то новый этап, и новое понимание!

Так возникли совсем новые темы, и лекционные, и другие! Мне в меньшей степени интересно, хотя это тоже важно, - исторические экскурсы. Это уже все было, я это уже делала. А взглянуть через время, через века открыть понимание возможностей искусств – это гораздо важнее!

2

Курс истории искусств для людей третьего возраста

И я сделала такой курс. Я занимаюсь им уже три года у нас в музее есть курс для людей третьего возраста. Он так и обозначен. Третий возраст – это элегантное название «Troisieme age», которое дали французы. Оно принято во всем мире. Мне эти люди безумно интересны. Они сейчас начинают проходить тот путь, который уже прошла я, и продолжаю проходить. Это как правило те люди, которые всегда тянулись к культуре. Это мощный источник нашего знания, понимания и нашей деятельности. Но они работали, у них была семья, дети, заботы. И вот у них появилось время – дети выросли. И теперь они имеют такую возможность приходить на лекции и притянуться к тому, что их всегда интересовало, но не всегда на это хватало времени. Книгу почитать перед сном – да! Или послушать музыку по радио, хотя это не совсем полноценно. А вот смотреть на предметы искусства надо в самом зале. Быть рядом с художественным произведением. Теперь, на пенсии, они получили эту возможность и люди очень активно приходят.

Но не только я им рассказываю. У нас есть такие занятия, где я даю им темы и они делятся тем, что и как уже они понимают в искусстве. Здесь уже идет их собственная работа. Оказалось, что среди слушателей, оказалось много тех, кто когда-то рисовал. Просто дома рисовал пейзажи, портреты. Никогда никому не показывал, только для своих. Мы для них сделали курсы. Разумеется это не для всех ста пятидесяти слушателей лекций, а для тех, кому это интересно. Это очень воодушевленные люди! Мне очень нравится их энтузиазм! И это тоже необыкновенное обогащение! И открытия, открытия, открытия... Не надо позволить закрыть эту дверцу! Сказать: «Мне туда трудно дойти!» Делайте усилия! Попробуйте! Самое главное, не дать процессу «закрытия» вас окружить со всех сторон!

Нужно думать о том, что происходит сегодня. Огромный колоссальный банк выставок. Я знаю, многим не нравится совсем современное искусство. Я имею ввиду не классиков – Пикассо, Матисса, Леже, Дейнеку, Пименова или наших шестидесятников, а искусство, которое творится после 80-х годов и сейчас. Это – очень сложный процесс, болезненный для многих, воспитанных на тысячелетиях классики. Но надо этим обязательно интересоваться! Потому что это – путь в будущее. Что грядет? Что будет? Что вы видели в прошлом естественно трансформируется в новый художественный язык. Но и многое, что появляется в выставочных залах не является искусством. Не потому, что это – плохо, а потому, что это – другое! Это другой путь коммуникаций с современностью. Не через искусство, не через главные принципы того, что определяет искусство, эстетические и этические параметры. Это – тоже разговор с современностью, но не через эти элементы. Если их не существует в этой продукции, это не значит, что она – плохая. Это – тоже творчество! Как, например, изобрели и мне подарили вечную ручку! Она все время пишет. И это – тоже творчество, но не художественное, а другое! На наших глазах возникает огромная продукция другого пути освоения действительности, которую мы по нашей неуклюжести и негибкости продолжаем давать название искусства! А это – не искусство. Без уничижения, просто пока нет названия этому явлению. Мы найдем это название! Импрессионистам название тоже долго искали. Они к этому времени уже почти кончились!

Любой возраст прекрасен

А тот, что начинается, когда вам за 85, или за 90 – он совсем особенный! Он прекрасный! Такое открывается... Появляется терпимость к тому, чего не было раньше. Появляется масса понимания, как надо оценивать жизненные явления, и самую себя, и то, что ты видишь, в том числе и в искусстве. Не надо сразу ругаться, плеваться! Надо осознать: «А это что такое?» Если это не откровенная халтура, которая очень быстро угадывается. Об этом надо размышлять, размышлять. Не отпихивать, а прийти и посмотреть, подумать. Может быть и отторгнуть. Но что-то и принимать. Это касается пластических искусств. А есть и огромный мир музыки, которая является очень важным моментом диалога разных видов искусства. Есть мир литературы. Время находит отображение во всех видах искусства и в разных формах. Кто-то лучше слышит, кто-то лучше видит, но тем не менее, это взаимопроникновение – очень важно!"

1

Корреспондент "НП" записала выступление Ирины Антоновой на V национальной конференции "Общество для всех возрастов".

Источник: pencioner.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…