ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

"И почему у мужчин такая дырявая память?" А вот почему...

Изменить размер шрифта

golova bol 1

Факты, даты, результаты матчей — в этом мужчины настоящие мастера. Разговоры, эмоции, впечатления — их они могут восстановить в памяти с трудом. Виновато в этом воспитание, в результате которого мальчики создают иные мнемонические фильтры, чем девочки.

«Помнишь, как мы тогда встретили их в отпуске, что она ему говорила, как она на него смотрела? Я уже тогда знала, что хорошо это не кончится», — монолог девушки продолжался, а мужчина, к которому она обращалась, неспешно копался в своем телефоне (признаюсь, да, я подслушивала в метро). А что ему было делать? Вы думаете, он помнил, «что она ему говорила и как на него смотрела»? Ничего подобного! Он таких вещей не помнит. По поводу чего у нее, впрочем, наверняка возникают к нему претензии. Но он их, скорее всего, не понимает.

Формирование памяти

Кажется, что у женщин память, как у слона: они помнят все обо всех. Разговоры, взгляды, эмоции, события, от которых у мужчин остаются лишь весьма туманные воспоминания. Поэтому женщины раздражаются. Ведь мужчины это забывают. Я скажу вам одну вещь: они не помнят на самом деле, а вовсе не притворяются.

Так по крайней мере утверждают психологи, изучающие память. Азриэль Гринсман (Azriel Grynsman) и Джудит Хадсон (Judith Hudson) из американского Ратгерского университета провели исследования, из которых следует, что существуют различия между тем, как мужчины и женщины формируют автобиографические воспоминания. Женские оказываются более живыми, детальными, эмоциональными, включают в себя больше причинно-следственных связей. Мужчины не просто не могут вспомнить многие вещи из прошлого, но те, которые остаются у них в памяти, выглядят более лаконично: это, скорее, набор фактов, чем история. Касается это в первую очередь воспоминаний о себе или событиях, связанных с другими людьми.

Проистекают ли эти половые различия из различий в строении мозга? Это, скорее, эффект разного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, утверждают специалисты: разговаривая с детьми разного пола мы формируем у них в мозгу механизм запоминания, различные мнемонические фильтры.

Как запоминать и отбирать факты, мы учимся у взрослых. Лучше всего — между вторым и шестым годом жизни. Из того, как взрослые с нами разговаривают, на какие вещи обращают внимание, формируется основа нашей памяти. Мы учимся делать причинно-следственные умозаключения, создавать рассказы из отдельных событий.

Не игнорировать вопросы

Детство — это время, когда дети задают миллион вопросов. Любопытно, что многие из них — это, в принципе, даже не вопросы: ребенок спрашивает, но не ждет ответа, так как отвечает сам. Это проявление так называемого мышления вслух, которое помогает лучше понять то, в чем ребенок принимает участие, то, что его окружает. Детским вопросам посвящали свои исследования великие педагоги Жан Пиаже (Jean Piaget) и Стефан Шуман (Stefan Szuman). Благодаря им мы знаем, что вопросы играют крайне важную роль в формировании способа мышления ребенка. Их можно игнорировать, можно терять терпение, но только от нас зависит, чему мы научим своих детей.

Мы тоже задаем детям вопросы. Часто, впрочем, не ожидая многого в ответ. И гораздо меньше ожиданий мы возлагаем на мальчиков, чем на девочек (так следует из работ новозеландских ученых, которые анализировали разговоры родителей с детьми, аналогичные исследования проводились в университете Эмори и Кембридже).

Оказалось, что в зависимости от того, как родители разговаривали с сыновьями и дочерями, дети по-разному формировали свои воспоминания. Когда взрослые задавали много вопросов об эмоциях, сопутствовавших событиям, и отношениях участвовавших в них людей, это запоминалось. Аналогично — когда взрослые отвечали на такие же вопросы детей.

Проблема в том, что мы чаще делаем упор на эмоциональные аспекты событий в разговорах с девочками, чем с мальчиками, будто бы заранее ставя последних в проигрышную позицию. Возможно, мальчики (а позже мужчины) в своей забывчивости в отношении чувств, деталей, отношений реализуют заданный стереотип? Раз мы убеждены, что мальчики хуже запомнят эти аспекты, мы не спрашиваем о них, а в итоге — они хуже их запоминают. Чтобы подтвердить это, следовало бы воспитывать мальчиков иначе, иначе с ними разговаривать.

А делать это следует не только для того, чтобы они лучше помнили прошлое, но и для того, чтобы им было легче в будущем. Оказывается, что история о нас самих, создающаяся в нашем мозгу, оказывает влияние на качество нашей жизни.

Рассказ придает смысл

Изучением фабульных наклонностей нашего мозга занимаются специалисты по так называемой нарративной психологии. Именно они заметили, что «история» — это главная категория, которая упорядочивает жизнь каждого человека. Посредством рассказа о себе мы формируем собственную идентичность, создаем связи с другими людьми и пытаемся управлять действительностью.

Поэтому одни и те же события часто склоняют разных людей к полярным реакциям. У каждого из нас есть своя нарративная схема событий. Образно это можно описать так, что каждый выступает героем своей истории.

Район мозга, который собирает информацию, поступающую из других его частей и складывающую ее в единое целое, — это мозговая кора теменной доли. Благодаря ей мы понимаем ситуацию, ассоциируем слова с идеями, осознаем грамматические конструкции, оцениваем пространственные отношения.

Благодаря этой части мозга мир кажется нам связным и последовательным. Мозг не выносит непоследовательности: несвязанных друг с другом фактов, обрывающихся историй с массой пропусков и недоговоренностей. Он естественным образом стремится упорядочить хранящиеся данные: создает причинно-следственные связи и строит историю. Таким образом мы получаем ощущение, что живем в упорядоченном мире, где следствие идет за причиной и все легко объять разумом.

Создавая историю, мы организуем хаос, придаем значение и собираем в один ряд часть тех тысяч событий и импульсов, с которыми каждый день встречаемся. Чем лучше мы умеем это делать, тем мы более счастливы. Чем легче нам обнаружить эмоции, которые мы чувствуем, тем легче их назвать и справиться с ними. Одновременно мы лучше понимаем чувства других людей.

Надежда в книгах

С детьми нужно разговаривать, нужно учить их мозг создавать истории: о них самих и о других, обращать внимание на чувства, сопутствующие событиям, а не только на факты. А если мы этим не занимались? Есть ли у взрослого мужчины шанс наверстать упущенное, если его в соответствующем возрасте не научили помнить эмоции, впечатления и разговоры?

Оказывается, что спасением могут стать... книги. Психолог Реймонд Мар (Raymond Mar) из Торонтского университета в ходе экспериментов доказал, что те, кто с большим удовольствием предаются чтению литературных вымыслов, лучше справляются с различными социальными ситуациями, обладают более развитой способностью к эмпатии и пониманию причин поведения других людей. В одном из своих экспериментов психолог предложил группе испытуемых для чтения рассказы и философские эссе без сюжета, героев и эмоций. Потом он попросил участников описать чувства и мотивировку поступков персонажей, изображенных на подготовленных иллюстрациях. С задачей лучше справились те, кто прошел «эмоциональную тренировку» на рассказах о других людях. А те, чей мозг был занят сухим анализом фактов, проявили гораздо меньше понимания к людским чувствам.

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

Перевод: inosmi.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…