ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Как наше слово отзовётся

Изменить размер шрифта

alt

- Любите ли вы театр так, как люблю его я? – спрашивала героиня Татьяны Дорониной в фильме «Старшая сестра». Этим монологом она покорила тех, от кого зависело, быть ли ей на сцене вопреки многим обстоятельствам. Иркутяне по-прежнему любят ходить в театр - это один из немногих доступных видов досуга. Это и светское мероприятие: можно надеть лучшее платье, украшения. Здесь можно отметиться в тусовке: ходить в театр – хороший тон. Но многие ли из нас отправляются в театр, чтобы «умереть в нём»? Не в прямом, конечно же, смысле, не то имел ввиду критик Белинский. Прийти в театр, чтобы сопереживать, думать, страдать и радоваться, чтобы понять нечто важное, без чего мир будет плоским и скучным.

- Здесь собралась другая публика, - сказала сидевшая за моей спиной дама своей подруге. – Более демократичная, что ли. И смотри – много молодёжи. И лица хорошие. Не из тусовки.

10 февраля в зале иркутской филармонии состоялся спектакль театра-студии «Диалог». Этот любительский театр умеет подключать своего зрителя к энергии чувств. Обычно маленькие залы на спектаклях «Диалога» бывают переполнены. Но и солидный зал филармонии с трудом вместил всех, кто захотел увидеть спектакль «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина. Это любовная история, в ней два персонажа: Он и Она. Юноша и девушка встречаются в разрушенной войной Варшаве, влюбляются и хотят пожениться, но неумолимая сила в лице государства вмешивается в их судьбы. Они расстаются, чтобы встретиться через годы.

Эта лирическая мелодрама имеет давнюю театральную историю. Певицу Гелену играли звёзды – Алиса Фрейндлих и Юлия Борисова. Её возлюбленного – сам Михаил Ульянов. Старшее поколение помнит телевизионную версию спектакля 1967 года.

На нашей сцене внимание зала в течение двух часов предстояло держать двум актёрам-любителям. Гелена – Ирина Романова. Виктор – Николай Мареев. Эта пара уже играла влюблённых, встретившихся после долгой разлуки – в инсценировке рассказа Валентина Распутина «Встреча». Гелена – Ирина Романова – явный лидер в этих отношениях. В ней есть душевная одарённость, соединение игры и искренности чувств, глубины и изящества. Романовой удаются перемены, происходящие с её героиней. Она убедительна даже в роли эстрадной звезды, а это очень непросто сыграть. Ей помогают естественность и искренность, что дорогого стоит. Виктор Николая Мареева более статичен. Любовь к нему Гелены – скорее аванс, чем заслуга самого персонажа, возможно, выдумка богатой натуры – так тоже можно трактовать отношения героев пьесы. Уже то, что после спектакля хочется его обдумывать, вспоминать – несомненная заслуга актёров и режиссёра Валентины Просекиной. Кстати, после спектакля зрители смогли приобрести её книгу «Без глянца» с подзаголовком «Юбилейные размышления режиссёра любительского театра». Думаю, эти размышления интересны не только зрителям, но и читателям нашей газеты.

\Валентина Семёновна, вы пишете о существовании у нас любительских театров как о явлении уникальном. Но ведь студенческие и школьные театры есть во многих странах. Да и сегодня, во времена к тому не располагающие, в той же Москве полно любительских театров. Тяга к творчеству у молодых не иссякает. Что было уникально в театральной жизни нашей страны в советское время?\\

Была система. Существовали институты культуры, которые готовили режиссёров любительских театров. Были хорошие Дома и Дворцы культуры, а при них - сценические площадки. Любительские театры тогда не скитались в поисках помещений. Была программа, направленная на воспитание души через театральное искусство. Актёры-любители могли реализовать свой потенциал при создании спектаклей. А ещё мы воспитывали зрителя – это тоже очень важно.

\Кстати, о зрителе. Он изменился за эти годы? Ваш театр, который называется «Диалог», по определению очень близок к зрителю. Вы работаете с ним буквально лицом к лицу. К тому же слово «клуб» в названии театра тоже наверняка появилось не случайно?\\

Да, конечно. Мы всегда готовы выслушать мнения зрителей после спектакля, готовы к диалогу. Правда, понимаем, что зачастую зрителю нужна временная дистанция, чтобы спектакль «отстоялся». Первые годы существования «Диалога» нам хотелось немедленной реакции зрителя. Нас можно понять, мы были молоды и нетерпеливы. Некоторые спектакли вызывали горячие споры. Говорили не только и не столько о качестве постановки, скорее, это были разговоры «за жизнь». Ещё бы – ведь в центре наших спектаклей был молодой человек в ситуации выбора. Выбора своей позиции, выбора жизненного пути. Как в русских сказках: направо пойдёшь… налево пойдёшь… Что приобретёшь, что потеряешь? К нам в театр и сейчас приходят молодые люди, чтобы понять себя, ответить на вечные вопросы: как жить, как любить, как сохранить душу в самых трудных ситуациях?

\Вы знаете ответы на эти вопросы?

Они в той литературе, в той драматургии, к которой мы обращаемся. За прошедшие тридцать лет мы встретились с Пушкиным, Чеховым, Булгаковым, Тургеневым, ставили Вампилова и Островского. Мы искали интересные современные пьесы, среди их авторов Ксения Драгунская, Олег Богаев, Ольга Кучкина, Георгий Полонский. Когда-то Полонский написал пьесу «Побег в Гренаду». Я ставила этот спектакль, когда защищала диплом. Там о мальчике, который чуть не сбежал во Вьетнам, чтобы помочь в борьбе за правое дело. Тогда, в конце 60-х, ещё не было понятия «горячие точки» на карте страны. На репетициях присутствовал мой трёхлетний сын Алексей. А через 17 лет он повторил поступок того мальчика, отправившись журналистом на Кавказ, где уже шли локальные войны. Он именно убежал, оставив записку, что уезжает надолго, как оказалось, на год. Осетия, Чечня – что погнало туда моего сына? Как отразилась на его поступке запавшая в сознание ребёнка пьеса о чужой войне? Вернувшись, он написал свою пьесу о чеченской войне – «Снохождения», и мы поставили её в нашем театре.

Это потрясающий пример. Конечно, здесь не только прямое влияние пьесы, но вообще воспитание чувств, перерастающих в поступки. В том числе и посредством театра. Мне кажется, современный молодой человек очень нуждается в таком воспитании. Что сейчас формирует личность? Страшно подумать: интернет и современное телевидение. Даже если родители пытаются фильтровать этот «базар», они не всегда могут это сделать. К тому времени, когда ребёнок уже будет сам выбирать, что смотреть и слушать, он должен получить ясные представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Есть ещё и эстетическая сторона, тесно связанная с воспитанием чувств. Как заманить в театр современного ребёнка, подростка, если он уже привык к «экшену», к динамике действия, к буйству красок «фэнтэзи». Ведь после того же «Властелина колец» или «Аватара» подросток может с первых же минут заскучать на «Алых парусах», какой глубокий смысл туда ни вкладывай.

И всё же мы поставили «Алые паруса». Мы понимали, что эта романтическая история в чистом виде может и не попасть в цель. Ведь что витает в воздухе – «напитки покрепче, слова покороче – так проще, так легче…» А тут герой, увидев спящую на берегу девушку, встаёт на колени, надевает на палец кольцо – дурак, лох! Так говорили некоторые ребята при обсуждении будущего спектакля.

У нас в студии, четвёртой по счёту, были тогда студенты из Энергоколледжа. Занимались они ни шатко, ни валко, выступали, в основном, на мероприятиях местного значения. Работа над спектаклем была мучительной. Нам пришлось влить в состав группу из взрослого «Диалога» и обострить конфликт. Так появилась линия любви самого Александра Грина и его жены Нины Николаевны. Их история и сделала убедительными те самые «алые паруса», которые были придуманы в голодном и холодном Петербурге 20-х годов, в маленькой комнате писательского общежития. Так что о зрителе мы думаем, без этого нельзя.

А наш зритель пишет в книге отзывов:

Класс! Потряс! Здорово! Вы достойны большой сцены! У меня дух от радости перехватывает, слов не хватает, чтобы выразить, что я чувствую.

Театр ваш мал, но в нём большие страсти!

Ребята! Этим стоит жить!

Здесь, в самодеятельном театре, студенты, врачи, чиновники, журналисты предстают в самых лучших своих проявлениях.

 

А вот и слово о зрителе. Его сказал театральный критик Сергей Захарян: «У этого театра зритель – на зависть! Элитная, своя молодая публика. Светлые лица, благодарная сосредоточенность».

Так что процесс воспитания обоюдный. А что приводит молодых людей в театр, какие неудовлетворённые потребности?

Прежде всего, потребность в общении. Это очень остро ощущается в молодом возрасте. Ведь тусовки в ночных клубах эту потребность не удовлетворяют. Такой стиль жизни зачастую навязан молодым. Это модно, не более того. Как-то я предложила своим ребятам отметить день рождения в кафе – ну что мы всё у себя собираемся! Они переглянулись: «Нам здесь лучше, можно пообщаться, нормально поговорить». Они ценят духовное общение друг с другом. Здесь влюбляются, завязывают романы – гормоны играют.

Сейчас мы набираем новую студию. Будем заниматься с 15-17- летними ребятами актёрским мастерством, сценической речью, движением, будем расширять кругозор. Приходят сотни желающих. Останутся единицы. Почему? Вот режиссёр сказал: будем выступать, будем удивлять, короче – будем создавать чудо! Их сердца переполняются восторгом. Но проходит немного времени, и восторг сменяется недоумением. Нужно приходить вовремя и много работать, а ещё и пол мыть – уборщицы-то нет. А ещё дежурить в фойе во время спектакля, а ещё распространять билеты. Ведь заниматься театром – это как под поезд попасть. Немножко не бывает. Слегка не получится.

Валентина Просекина руководит «Диалогом» 30 лет. Она называет это «дорогой своей судьбы». Вместе с руководителем и режиссёром идут её актёры, её ученики. В книге под названием « Без глянца» любящим, но трезвым, даже жёстким взглядом окидывает она пройденный путь. Больше всего волнует Просекину, что скоро иссякнет человеческий ресурс руководителей любительских театров. Их никто не готовит, живут они в условиях, приближенных к боевым. Режиссёр занимается всем на свете: ищет сцену и место для репетиций, думает, во что одеть актёров, где взять осветительную аппаратуру – он и бухгалтер, и хозяйственник, и воспитатель. Кто из молодых захочет взвалить себе на плечи такой груз? Сейчас «Диалог» сотрудничает с Домом литераторов. Появился совместный проект - литературный театр «Слово». Директор ИДЛ Юрий Баранов увидел его задачу: «Помочь молодому человеку услышать русское слово, его красоту и силу».

В планах – не только создание спектаклей, но и занятия в студии художественного слова, а также выступления с литературными программами иркутских актёров и писателей. Диалог со зрителем продолжается.

Уважаемый читатель МГ! Поставьте, пожалуйста, отметку о своем впечатлении от прочитанного. А если вам есть что сказать более подробно - выскажитесь в комментрии!

  • ПОНРАВИЛОСЬ

( 1 проголосовал )

  • НЕ ПОНРАВИЛОСЬ

( 0 проголосовали )

  • Расскажите об этом своим друзьям!