ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-04-17-48-43
Недавно Анастасия Волочкова рассказала о конфликте с дочерью из-за квартирного вопроса. Как известно, у Волочковой есть особняк в Подмосковье и большая квартира в столице, которую ей подарил бывший жених Сулейман...
2024-03-21-03-56-14
Рождение четверняшек – большая редкость. А «королевских четверняшек» – вдвойне. Появились на свет новые люди – два мальчика и две девочки – в ярославском областном перинатальном центре. Мама этих детей – жительница...
2024-03-26-05-08-32
В марте 2018 года произошел страшный пожар в ТК «Зимняя вишня» в Кемерово. В этой трагедии житель города Игорь Востриков потерял свою семью. Мужчина дал совет тем, кто столкнулся с потерей близких при теракте в подмосковном...
2024-04-04-17-10-29
По словам критика Сергея Соседова, Алла Пугачёва в советское время совершенно правильно себя «дозировала», не надоедая лишний раз публике. Поэтому её выступлений очень...
2024-04-10-03-40-20
Немало бед свалилось на жительницу Миасса Ирину Мухаммед Мангунгу. Сначала ее бросил муж-танзанец, затем у женщины в 2021 году сгорел деревенский дом. Далее сын и дочка были отправлены в детский дом. И еще не было возможности пользоваться выплатами по потере отца. Как столько всего можно...

Любой врач должен научиться видеть за столбиками цифр живого человека

Изменить размер шрифта

Многие российские врачи служат медицине, государству и улучшают экономические показатели. Интересы пациента — не в приоритете. Конечно, чиновников от здравоохранения такая постановка вопроса возмутит. Но... так считают и многие профессиональные медики!

Любой врач должен научиться видеть за столбиками цифр живого человека

Градус негатива по отношению к отечественной медицине с каждым годом становится все выше. Россияне зачастую предпочитают лечатся дома чаем с лимоном, травяными сборами и БАДами, а за советами идут в аптеку.

Одним словом, люди готовы на многое, лишь бы избежать похода в казенное здание с узенькими коридорами, чихающей очередью и докторами с поджатыми губами, которые роняют скупые фразы или глубокомысленно молчат в ответ на вопросы, чтобы в финале выдать рецепт, начертанный шумерской клинописью.

Как и когда между российскими пациентами и врачами легла эта пропасть отчуждения и почему махине медицинской индустрии совершенно не интересен «маленький» человек?

Не доверяй и проверяй

По данным ВЦИОМ, в 2019 году 41% опрошенных россиян заявил, что перепроверяет поставленный врачом диагноз. Столько же респондентов посчитали, что большинство российских врачей обладают низким уровнем квалификации и профессиональных знаний.

О недоверии к докторам говорят и цифры, приведенные Следственным комитетом: к 2018 году количество уголовных дел, заведенных против медиков, увеличилось до 2 229 в год, а жалоб — до 6,6 тысяч.

Неудивительно, что в СКР появились специальные отделы по врачебным ошибкам, а глава комитета уже не раз предлагал их криминализировать. Насколько эффективным окажется такой подход — большой вопрос. Но ясно одно: состоянием российской медицины сегодня мало кто доволен.

И одна из ключевых проблем (помимо невысоких зарплат, высокой «бумажной» загруженности, недостаточной оснащенности оборудованием, доступа населения к медуслугам и прочего) — это отношение самих врачей к пациентам.

Возлюби пациента своего

Пациенту сложно оценить профессионализм медика, и он судит его, прежде всего, с коммуникативной точки зрения. Насколько полно тот ответил на вопросы? Был ли дружелюбен? Стало ли на душе легче после разговора с ним?

Врачи же зачастую не понимают, почему от них требуют личностного подхода. Так, в профессиональном паблике «ВКонтакте» «Злой медик» хирург делится накипевшим:

«Почему я должен любить пациента? Да мне он вообще не интересен как личность. Я вижу на операционном столе лишь обездвиженную наркозом кучу мяса. Мне не важно, бомж это, олигарх или маньяк-насильник. Чтобы хорошо оперировать, я должен любить не абстрактного пациента и не вот эти конкретные кишки и мочевой пузырь. Я должен знать и любить свое дело, и если я его знаю и люблю, то делаю операции на пять с плюсом.

Никогда врача не будут интересовать ваши домашние проблемы, никогда он не нацепит на свое лицо дежурную улыбку, предварительно отпахав на работе сутки. Врач — это технарь, как IT-шник, только вместо компьютера объектом его работы является ваше тело. За ремонтом души идите к психологам и попам. Душещипательными разговорами и дежурными улыбками не вылечить вашу язву желудка, не изгнать камни в почках».

Впрочем, не все пользователи оценили такой цинизм и окрестили автора новым доктором Хаусом, призвав хотя бы относиться к пациентам по-человечески. С таким подходом согласен Илья Фоминцев, исполнительный директор Фонда профилактики рака и со-основатель проекта «Высшая школа онкологии».

«Был я как-то в отделе колоноскопии в Красноярске. Пациент кричит от боли, а врач: «Не мешай!». Я ему: «Так может, без пациента сделать обследование? Ты его зачем вообще проводишь?» И вот так легко уйти в сторону — забыть про человека», — делится врач историей из личной практики.

По мнению Фоминцева, пациентоцентричность в России сегодня отсутствует напрочь. И этому предшествовала долгая история становления медицины в нашей стране.

Эхо войны

Система здравоохранения в Советском Союзе заработала во всю мощь во время Великой Отечественной войны. В трудные времена руководство страны должно было принимать максимально эффективные решения по оздоровлению нации.

«В центре пытались рационально подобрать решения и требовать их жесткого исполнения на местах, — рассказывает Илья Фоминцев. — Подходы к лечению унифицировались, внедрялись стандарты — так произошла централизация системы здравоохранения, что действительно дало результаты. Военную медицину СССР признавали лучшей в мире. Большинство военных врачей потом встали у руля управления здравоохранением в стране, их авторитет был огромен».

Война определила иерархичность, дисциплинированность и бюрократизм мышления врачей. В приоритете — интересы государства (которое всегда знает, что лучше), а не пациента. Как следствие — подавление лидерства и инакомыслия во врачебной среде и полное отсутствие саморегуляции медицинского сообщества.

Тем временем мировая медицина шагала другим путем, но понятия в СССР об этом не имели: международная изоляция мешала советским специалистам выезжать на симпозиумы, да и подавляющее число врачей не знали иностранных языков. Впрочем, и сейчас с английским у большинства медиков дела обстоят довольно плачевно.

«Как-то на форуме «Росмедобр» на панельной дискуссии моим оппонентом был проректор одного университета, — рассказывает Фоминцев. — И он мне заявил: «Ну как-то же мы стали прекрасными врачами без английского языка!» И весь зал захлопал. Мне оставалось только ответить: «А с чего вы взяли, что вы стали прекрасными врачами?» Но меня бы тогда подняли на вилы...»

По словам Фоминцева, сегодня в стране возникла перевернутая корпоративная культура.

«Врачи служат медицине, государству, улучшают экономические показатели, но когда речь заходит о человеке — им, видите ли, прислуживаться тошно! Да, периодически мы слышим увещевания о пациентоцентричности. Однако у нас это означает максимум вежливую улыбку и палату без клопов с телевизором», — считает онколог.

Поколение несогласных

Данные того же опроса ВЦИОМ демонстрируют, что 73% опрошенных россиян старше 60 лет все же доверяют врачам. Дело в патерналистском мышлении, уверен Илья Фоминцев и приводит в пример историю из практики.

«Ленобластной онкодиспансер на Литейном. Вышел из кабинета, смотрю: в очереди сидит мужчина, весь фиолетовый. Подхожу — оказывается, у него рак гортани — цианоз, асфиксия, еще чуть-чуть и он бы умер прямо здесь. И полчаса ведь сидел в очереди на глазах у всех. В итоге я делал ему операцию на полу в кабинете. Потом спрашиваю: «Ты почему не постучал?» А он мне: «Ну, люди же сидят, ждут, и я посижу, я человек маленький...»

Очевидно, что если бы в подобной ситуации оказался больной помоложе, смириться с таким положением дел ему было бы сложнее. Представители нового поколения, выросшего в обществе потребления, воспринимают врача как консультанта, а не как «творителя» медицины и требуют, чтобы услуга была качественной. А еще — активно «гуглят» и оставляют отзывы в интернете.

«После крушения СССР произошло смещение ценностей в масштабах всей нации. Новое поколение с патерналистской моделью медицины в корне не согласно. И у повзрослевших детей 90-х, которые только начинают болеть, возникают вопросы», — объясняет Фоминцев.

Сегодняшние молодые люди в большинстве своем занимают более активную позицию к собственному здоровью, чем их предшественники. Именно их запрос на персонализацию и предопределил развитие мировой доказательной медицины в этом направлении.

К доказательной медицине

Доказательная медицина в развитых странах набирает обороты. Термин иногда сокращают до аббревиатуры EBM — evidence-based medicine. Определение EBM звучит так: это процесс систематического пересмотра, оценки и использования результатов клинических исследований с целью оказания оптимальной медицинской помощи пациентам.

Иными словами, врач слушает жалобы пациента, задает ему правильные вопросы, подтверждает его слова анализами и предоставляет пациенту на выбор несколько стратегий лечения. Так происходит перенос части ответственности с врача на пациента, который перестает быть объектом лечения и становится субъектом. И огромную роль здесь, конечно играют навыки коммуникации врача с пациентом.

«Если вы не спросите у пациента, чего он хочет, то и не получите нужный ему результат, — объясняет Илья Фоминцев. — К примеру, есть два метода лечения рака простаты, которые дают одинаковые показатели выживаемости: активное наблюдение и операция. Но в случае операции пациенту грозит недержание мочи и импотенция. И врач при выборе стратегии должен понять, что для больного важнее. Некоторым нужно, чтобы в теле в принципе не было раковых клеток, а импотенция их не волнует. А другие хотят жить полноценной половой жизнью».

Если бы в России навыки EBM применялись повсеместно, выгоду от такого подхода ощутили бы не только пациенты, но и сами врачи. Последние — в том числе потому, что риск судебных преследований значительно бы снизился. А еще это хороший способ вовлечь пациента в лечение и с помощью сарафанного радио заработать репутацию профессионала.

Чему учат в российских вузах?

Точно не навыкам EBM, уверен Илья Фоминцев. Но многие студенты-медики все равно изучают их, только не в университетских аудиториях, а на подпольных лекциях. Так, петербургский ординатор-офтальмолог под творческим псевдонимом «Чумной Доктор» основал крупный портал «Медач» — сборник актуальных статей по медицине. Сегодня в одном лишь паблике в «ВКонтакте» состоит 171 тыс. человек.

В группе публикуют научные труды, учебники, записи лекций, переводы авторских статей и обзоров из ведущих научных журналов. В общем, то, чего студентам так не хватает в стенах альма-матер. Спустя несколько лет создатели паблика вышли в оффлайн и провели несколько собственных лекций в лофт-подвале.

Все это — лишний аргумент в пользу реформации не только существующей системы здравоохранения, но и системы медицинского образования, которое требуют обновления. В том числе ценностного, потому что любой врач должен научиться видеть за столбиками цифр живого человека, который страдает от равнодушия врача почти так же, как и от самого недуга.

К медикам и правда у многих попадать нет желания. Если найдут болячки, то надо быть готовым к лечению – хлопотному, иногда очень дорогому. Не все готовы к такому развитию событий, лучше жить в неведении и считать себя практически или относительно здоровым человеком. Но это о нашей культуре отношения к собственному здоровью.

Другая культура идет уже от врачей, как они относятся к своим пациентам. И равнодушие, черствость здесь если не правят бал, то играют довольно заметную роль, отварачивая поток болеющих и профилактирующих от врат учреждений здравоохранения. Понятно, наоптимизировали медицину так, что доктора и иной медперсонал уже просто не выдерживают этот шквалистый "ветер перемен". Но никто не отменял тем не мене оставаться профессионалам еще и людьми. При любых жизненных раскладах.

Также о проблемах отечественного здравоохранения можно прочитать:

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!