ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

«Братья-сестры, вместе в школу»: утвердится ли семейный принцип в образовании?

Изменить размер шрифта

На днях президент России подписал закон, призванный существенно упростить один из аспектов устройства детей в школы и детские сады. В Семейный кодекс и закон об образовании внесены поправки, согласно которым братья и сёстры детей, которые уже посещают конкретный садик или школу, получают преимущественное право на зачисление в то же самое образовательное учреждение.

По родственному принципу

Казалось бы, родители могут вздохнуть с облегчением: необходимость возить двоих, а то и троих детей в разные садики и школы теперь вроде бы отпадёт. Однако инициатива (безусловно, изначально важная и нужная) таит в себе немало подводных камней, а её реализация на практике вызывает немало вопросов, ответов на которые пока что нет.

Первый и главный вопрос заключается в том, каким образом преимущественное право братьев и сестёр будет уживаться с другим «преимущественным правом», а именно – с необходимостью в первую очередь брать в садики и школы тех, кто проживает на закреплённой территории. Такое правило ввели несколько лет назад, чтобы немного уменьшить поток желающих поступить в «топовые» школы и сады и обеспечить наполняемость учебных заведений, которые по тем или иным причинам популярностью не пользуются. С детскими садами сегодня ситуация, как правило, не слишком жёсткая – где место есть, туда и взяли. Правда, во многих регионах в электронной очереди в садики уже сейчас есть специальная функция, которая автоматически делает приоритетным для ребёнка тот детский сад, который находится в закреплённом за ним микрорайоне. Со школами дело обстоит куда жёстче. С 1 февраля, когда начинается комплектование первых классов, и вплоть до 1 июля школы принимают заявления только от тех, кто проживает в относящемся к школе микрорайоне. И только потом, с 1 июля и до конца августа, открывается доступ для тех, кто проживает по другим адресам (и в школу их возьмут только в том случае, если там осталось место).

В этой ситуации возникает вопрос о том, как быть, если ребёнок, чьему брату или сестре предстоит в скором времени стать школьником или детсадовцем, уже посещает садик или школу не по «месту прикрепления»? Таких ситуаций сегодня довольно много – особенно с садиками, когда родителям важно не столько пристроить чадо в детсад поближе к дому, но и просто получить место неважно где. И что же делать? Брать младшего туда же, игнорируя преимущественное право тех, кто попал бы по месту прописки? Получается, что ущемляются права «местных жителей». Брать только тех, кому повезло проскочить по очереди, а остальным предлагать иные учебные заведения, объясняя, что «просто не повезло»? Выходит, что неработающим оказывается свежепринятый закон о «родственном» праве. Со школами ещё сложнее, особенно если вести речь о популярных учебных заведениях. Родители потенциальных первоклашек из ближайшего микрорайона, которых обойдут в очереди чьи-то «неместные» родственники, явно будут недовольны и потребуют каким-либо образом разрешить конфликт. А вот алгоритмов того, каким именно образом его разрешать, на данный момент не существует.

Есть и ещё один любопытный момент, напрямую связанный с реализацией «родственной» нормы. Её отсутствие несколько лет назад существенно облегчило жизнь… чиновникам, ответственным за ликвидацию гигантских очередей в детские сады. При постановке в очередь родителям предлагалось (и предлагается до сих пор) выбирать несколько детских садов, и место могли дать в любом, не считаясь ни с расстоянием от дома, ни с наличием других детей в семье. Если родители от таких путёвок по понятным причинам отказывались, в ответ управленцы от образования лишь разводили руками: мол, место есть, мы вам его даём, а дальше вы сами капризничаете. Отчёты наверх шли в том же духе: обеспеченность путёвками стопроцентная, а то, что не все этими путёвками пользуются, – не наша проблема. Понятно, что теперь, когда выдача «правильных» путёвок родителям станет обязанностью, «ликвидировать» очереди станет несколько сложнее. Особенно на актуальном ныне «ясельном направлении», так как дети в возрасте от полутора до трёх лет в огромном количестве семей не первые (спасибо демографической политике). Не приведёт ли эта коллизия к массовому игнорированию «семейного принципа» – пока непонятно.

Тем не менее, как всегда, будем надеяться на лучшее. Тем более что законодательная норма для отстаивания своих прав у детей и родителей, что называется, в наличии.

Нормативный документ

  • Право братьев и сестёр на зачисление в одно и то же образовательное учреждение закреплено в двух документах: Семейном кодексе РФ (п. 2 ст. 54) и Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 67). Формулировка выглядит следующим образом: «Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приёма на обучение по основным образовательным программам начального образования и дошкольного общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, где обучаются их братья (сёстры)».

Еще из актуальных новостей образования:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!