ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Вторая мировая: не только кровопролитное побоище, но и отчаянная борьба за искусство

Изменить размер шрифта

"Немецкие эксперты, организовывавшие в годы Второй мировой войны похищение предметов искусства, считали советскую Россию варварской. Некоторые из них позднее изменили свое мнение. Новое исследование, необходимость в котором назрела давно, посвящено утраченным культурным ценностям российских музеев", - пишет немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung.

 Вторая мировая: не только кровопролитное побоище, но и отчаянная борьба за искусство

"Дебаты между Россией и Германией о перемещенных в ходе войны объектах культурного значения, так называемом трофейном искусстве,​ слишком долго определялись доводами о компенсации преступлений соответствующей стороны, - отмечает журналистка Керстин Хольм. -​ Германия утверждает, что конфискация немецких предметов искусства советской армией после 1945 года производилась в нарушение международного права, российская сторона настаивает на праве получения компенсации за похищение произведений искусства и их уничтожение немецкими оккупантами. При этом убедительного представления российских потерь культурных ценностей, прежде всего, с учетом их​ последующего возврата, не было".

Теперь этот пробел заполнило исследование, проведенное среди прочего при поддержке Фонда прусского культурного наследия. Историки Коринна Кур-Королев, Ульрике Шмигельт-Ритиг и их российская коллега Елена Зубкова представили в своей книге не только драму оккупации и грабежа, но и главных действующих лиц обеих сторон, в частности, сотрудников российских музеев, некоторые из которых сотрудничали с врагом, чтобы спасти предметы искусства. В хаосе войны граница между хищением и спасением была порой расплывчатой, пишет издание.

"Российские музеи имели многострадальную историю, - повествует Хольм. - После Октябрьского переворота советская власть объявила о намерении охранять национализированные коллекции произведений искусства, однако продавала важные сокровища культуры, чтобы наполнить государственную казну. Некоторые из пионеров советской музейной деятельности при Сталине оказались в ГУЛАГе. После нападения немцев музеи на северо-западе страны смогли эвакуировать лишь малую часть своих фондов. И даже из них лишь части удалось попасть в относительно безопасный тыл на Урале или в Сибири".

"Немецкие эксперты, организовывавшие похищение предметов искусства, считали советскую Россию варварской. На северо-западе России главную роль играла Организация защиты произведений искусства вермахта, в частности, искусствовед и научный сотрудник Штеделевского художественного института во Франкфурте-на-Майне граф Эрнст Отто фон Сольмс-Лаубах (1890-1977), который создал внутри военной администрации подразделение по защите произведений искусства и организовал вывоз Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Пушкине". В работе ему помогал искусствовед Вернер Кёрте, убежденный национал-социалист. "Кёрте, тем не менее, был впечатлен успехами "красных" в реставрации и отмечал, что немцы полностью недооценивают советский уровень образования. А когда позднее он занимался в Пскове инвентаризацией древнерусских икон, он признался, что эти средневековые шедевры сильно потрясли его культурно-историческое мировоззрение", - передает издание.

"Организация защиты произведений искусства должна была, как объявил Сольмс, защищать объекты культурного назначения от разрушений войны, но, очевидно, преследовала и собственные интересы, связанные с их коллекционированием, а также, вероятно, хотела препятствовать другим нацистским ведомствам в присвоении художественных ценностей. К ним относился, например, спецотряд Кюнсберга, который формально подчинялся министерству иностранных дел, но фактически был в подчинении СС. (...) Отряд Кюнсберга забрал из Павловского дворца ценную Библиотеку Росси. Активным был и оперативный штаб рейхсляйтера Розенберга (ERR), который (...) вывез собрание портретов из царской резиденции в Гатчине, а также советские фильмы", - говорится в статье.

"В Новгороде известные церкви сильно пострадали в результате советского артиллерийского обстрела, а также от действий испанских солдат "голубой дивизии". (...) Они безудержно сжигали иконы и мебель, похищали церковную утварь, взламывали и грабили даже закрытые храмы", - повествует Хольм.

В художественном музее Пскова собирались предметы искусства из захваченных регионов, среди них была Тихвинская икона Божией матери. После отступления немцев икона попала в Америку и в 2004 году была возвращена в Тихвин. Картины и иконы из фонда музея также продавались офицерам вермахта или "отдавались напрокат" под расписку.

В работе историков повествуется и о сотрудниках российских музеев, которые во время войны пытались спасти то, что еще можно было спасти. "Например, о хранителе дворцов в Пушкине Иване Ермошине, руководившем эвакуацией и сохранением предметов искусства и пытавшемся в условиях оккупации противодействовать разбою немцев. Сообщается, что Ермошин был шокирован бесцеремонностью оккупантов, которых он считал культурным народом. После войны он получил 10 лет в исправительном лагере за коллаборационизм", - передает Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Вторая мировая война из всех исторических конфликтов была самой разрушительной. На нее за все время ведения было потрачено больше всего средств, ей было унесено больше всего человеческих жизней. История знает об этой войне все, а вот люди, конечно, нет. Об известных и малоизвестных фактах этого масштабного мирового кровопролитного действа пишет и портал «Мои года». Ниже тоже найдется что почитать:

Перевод Inopressa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.