ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

Троцкий: правда, вымыслы и почему это имеет отношение к будущему России?

Изменить размер шрифта

Прошло более ста лет после революции 1917 года и начала Гражданской войны, но споры о личности Льва Троцкого, бывшего на тот момент фактически вторым человеком в стране, до сих пор продолжаются. При этом многие почерпнули фактически все свои сведения о нем из посредственного сериала, а современные школьники и вовсе почти ничего не знают о его роли в российской истории. О том, чем мы обязаны Троцкому, что стало с троцкизмом и как связана публицистика революционера с будущим России,  рассказал кандидат исторических наук, старший преподаватель НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Резник.

Прошло более ста лет после революции 1917 года и начала Гражданской войны, но споры о личности Льва Троцкого, бывшего на тот момент фактически вторым человеком в стране, до сих пор продолжаются

— Личность Троцкого окружена множеством мифов и стереотипов еще с советских времен. Но СССР распался, мы отметили столетие революции — и к чему пришли? Изменилось ли наше представление о том, кем же все-таки был один из главных организаторов Октябрьской революции?

— О Троцком можно говорить в контексте политики забвения и избирательности исторической памяти. Его фигура была неудобна очень многим. Поэтому постсоветское представление о нем — это микс белоэмигрантских, чаще всего сугубо антиреволюционных, взглядов со сталинистскими. С одной стороны, Троцкий служит воплощением всего зла революции и большевизма. С другой — является предателем, Иудой, который каким-то образом проник в партию, будучи агентом всех разведок и квинтэссенцией всего, с чем необходимо бороться коммунистам.

Конечно, постсоветская память не монолитна. Не думаю, что есть некий государственный взгляд на Троцкого. Но чаще всего мы сталкиваемся с разными формами если не демонизации его фигуры, то во всяком случае крайне негативного отношения. И дело даже не в самой личности этого революционера, которая для многих по-прежнему является загадкой. Главное, что он является символом определенных процессов. Люди, которые даже к Ленину относятся нейтрально, не любят Троцкого, так как считают его фанатиком — благодаря мифу о том, что он был готов пожертвовать всем, в том числе Россией, для реализации своих сумасшедших взглядов.

То есть в конъюнктуре последних лет Троцкий — антитеза патриотизму, демон, свалившийся «на голову» страны буквально из ниоткуда, чуждый нашей культуре и русскому народу. И только у небольшой группы высокообразованных интеллектуалов эта фигура ассоциируется не с политической борьбой добра и зла, а с творчеством, культурой и наукой. Он отслеживал и ценил почти всю авангардистскую литературу и по сути сдерживал развитие того, что в дальнейшем стало соцреализмом. Троцкий считал, что партия и государство не должны искусственно взращивать «пролетарскую культуру» и диктовать писателям, что им делать. Эта часть его биографии целиком отсутствует в абстрактной коллективной памяти, что связано отчасти с забвением той эпохи в культурном воплощении. На самом деле столетие революции никто не заметил, да и условное российское государство старается не касаться данных вопросов. Оно прекрасно отдает себе отчет, что однозначные оценки конкретным личностям лучше не давать, пока на них отсутствует спрос.

— Продюсеры выпущенного к юбилею революции сериала «Троцкий» преподносили его как коммерческий проект, снятый для продажи сервису Netflix. Но не кажется ли вам, что он в том числе представляет собой трансляцию в массы условно официального представления о Троцком и его роли в истории — да и вообще некую оценку «сверху» всей революции?

Телесериал "Троцкий" — ужасная халтура. Мы даже не знаем, о каком типе кино говорим — историческом, основанном на реальных событиях, или еще каком-то. Но, конечно, реверансы в сторону идеологических трендов нашего государства были сделаны, что особенно хорошо поняли критики сериала на Западе. Они верно уловили его основной посыл: любая революция — это плохо. Там буквально есть отсылки к Майдану: была полностью выдуманная сцена с попыткой снайпера застрелить Троцкого, чтобы спровоцировать эскалацию революции в 1905 году. В реальности ничего такого и близко не было. А сам Троцкий в интерпретации создателей сериала — воплощение революции, «образцовый революционер».

— Можно ли предположить, что это и воплощение оппозиции нашему режиму?

— Я бы так не сказал. Вопрос стоит более абстрактно. Что революция — это всегда какой-то политический заговор, что за ним стоят фанатики, которые рвутся к власти. Они могут быть талантливыми, они могут быть симпатичными. Но это эгоцентричные, беспощадные и жестокие люди. И что революция — это крах государственности и всегда разочарование. Классический нарратив, которому уже 200 лет. Сам Троцкий в данном случае просто жертва. Ранее о нем почти ничего не снимали, хотя, как справедливо заметили Эрнст и Цекало, его образ крайне интересен. Он прожил захватывающую жизнь, у него потрясающие мемуары, он является человеком, который во многом сформировал наше представление о революции, но мы сами этого даже не знаем из-за политики забвения.

И вот Первый канал делает доброе дело и возвращает в нашу жизнь Троцкого. Но в каком виде? Это целиком сконструированный образ по типу комикса, который можно было бы сравнить с «Бесславными ублюдками» Тарантино, если бы там присутствовала самоирония. Но нет, все подается серьезно, хотя по сути это просто сборник стереотипов. Вы берете Троцкого и превращаете его в какого-то маньяка, а окружающих его женщин — в объект деятельности этого озабоченного политической похотью мужчины. По меркам Netflix это ужасно сексисткий сериал, где нарочно извращена роль женщин в революции. Остальные участники тех событий — рабочие, солдаты, крестьяне — на экране превращаются просто в статистов, в массу. Вот так условные московские элиты видят политику сейчас. Они считают, что ничего никогда не менялось. И «Троцкий» служит удобным каналом для трансляции такой консервативной повестки на всю страну.

— Если отвлечься от мифов, то какова действительно была роль Троцкого в нашей истории? Кем он являлся в первую очередь?

— В ключевые моменты от действий Троцкого зависело очень многое. Мы никогда не можем сказать, как было бы, если. Но сам Троцкий говорил, что в 1917 году без Ленина скорее всего не было бы Октябрьской революции, а без него она бы произошла. То есть поскромничал. Для революции он был незаменимым человеком, это была его стихия. Он был блестящим оратором — многие современники указывали на «гипнотические» свойства его речи. Кроме того, он обладал кипучей энергией и организаторским талантом, который раскрывался как раз во время таких стремительно развивающихся процессов. Именно Троцкому мы обязаны тем, что называется Октябрьским переворотом, то есть непосредственному взятию власти. Это было похоже на относительно бескровную военную спецоперацию, и Троцкий отвечал за ее техническую часть. Уже тогда было понятно, что это второй человек в партии.

И это был человек гениального склада, как бы громко это ни звучало. Но он никогда не готовил себя к тому, что будет занимать ведущие правительственные должности, не стремился к власти в прямом смысле слова. Я с большим доверием отношусь к его позднему воспоминанию о том, что само взятие власти в октябре 1917 застало его врасплох. Первое время он думал, что будет заниматься литературой, партийной прессой, пропагандой. И уж точно не планировал, что займет должность наркома иностранных дел. Он подал в отставку после Брестского мира, но долго не у дел не остался, и вскоре был назначен наркомом по военным делам. При этом Троцкий отказался быть председателем правительства. Он вспоминал, что Ленин предлагал ему эту должность, хотя со стороны Ленина это мог быть просто жест. Но предложение было. И когда Ленин заболел,Троцкий всегда говорил «нет» на просьбы стать его заместителем. С одной стороны, он не очень любил быть заместителем у кого-либо. Но главная причина, которую он называл: Россия не готова к тому, чтобы еврей встал во главе правительства.

— Тем не менее, он встал во главе армии, хотя не был военным, и даже провел ее реформу...

— Вопреки известным стереотипам о нем — как белогвардейским, так и сталинистским — Троцкий прислушивался к чужому мнению и никогда не ставил политический и идеологический взгляд выше профессионального. В сталинские годы политику часто ставили выше рациональных решений. Но Троцкий не был таким человеком. Поэтому его ведомства всегда отличались профессиональным и дисциплинированным устройством. Он был потрясающим администратором, но тяготился этой работой — в отличие от Сталина. В армии он концентрировался на военно-пропагандистской и идеологической деятельности и старался не вмешиваться в решение собственно военных вопросов.

Балансирование между политикой и военным искусством было для большевиков большой проблемой, потому что они не доверяли старым офицерам, служившим в императорской армии. И Троцкий сделал все от него зависящее, чтобы оградить добросовестных офицеров от нападок ура-революционеров. Иногда он действительно настаивал на каких-то решениях в армейских вопросах — удачно и не очень. Но никогда не лез в «бонапарты», в военные вожди.

— Не будучи военным вождем, как он для себя оправдывал то, что его действия все же приводят к страданиям и смертям?

— Конечно,Троцкий принимал решения, которые вели к большим человеческим жертвам. Известна история, когда он лично приказал расстрелять каждого десятого из бежавшего Петроградского полка. Не хочу создать впечатление, что Троцкий цинично отправлял людей в мясорубку, но он осознавал, что революция — это жертвы, и был готов обрекать людей на страдание в войне за идеалы. На мой взгляд, Ленин и Троцкий отдавали себе отчет, что революцию всегда делает не большинство, а решение принимается меньшинством во благо или не во благо страны. Они знали, что в тот момент осуществляют диктатуру, но, в отличие от многих политиков, были готовы пожертвовать собой и не считали, что войны являются естественным состоянием человечества и самоцелью. В этом плане они действительно были идеалистами.

При этом руководство партии стремилось к завершению конфликта и, вопреки многим мифам, не было настроены продолжать постоянный экспорт революции за границу. Они понимали, что у всего есть свои резервы. Упиваться гражданской войной Троцкий не любил, но верил в то, что она велась на благо народа.

— Вы не верите в то, что Троцкий мог победить Сталина и встать во главе страны. Но чем его позиция при этом принципиально отличалась от сталинской?

— В конце 1923 года в партии сформировалась левая оппозиция, и Троцкого начали связывать с перспективой возможной демократизации. Но с началом борьбы за власть выяснилось, что доселе незаметный в глазах широких кругов Сталин может переиграть талантливого Троцкого в аппаратной борьбе и оттеснить его от политической власти в прямом смысле слова. Мы не знаем, как бы все сложилось при ином исходе. Нельзя сказать, что было бы при Троцком вместо Сталина, потому что нельзя представить тоталитарную диктатуру а-ля сталинизм с Троцким на троне. Он вообще очень сильно отличался от Сталина, а условные троцкисты — те, кто был близок к Троцкому политически и культурно — сильно отличались от сталинской команды. Культ личности для него был неприемлем. Но, думаю, что в случае победы более левой тенденции внутри партии, единовластие бы не сложилось. Возможно, постепенно произошло бы возвращение к многопартийной системе. Не для буржуазных партий, а для социалистов разного толка.

— Таким образом, можно говорить, что идеи Троцкого предполагали совершенно другой путь развития России?

— У Троцкого действительно было собственное представление о том, каким должен быть социализм и как должна развиваться страна. В этом смысле его программа имела значение в контексте дискуссии внутри компартии. Во-первых, для Троцкого и троцкистов было важно называть вещи своими именами. Они не стали бы объявлять о построенном в стране социализме накануне массового голода, как это сделал Сталин. Потому что для них социализм означал более гуманную и менее насильственную для людей систему, нежели капитализм. Во всех отношениях, в том числе и культурном, это должно было быть общество, которое стоит на одну ступень выше. Социализм у Троцкого точно не ассоциировался со сверхцентрализованным госаппаратом и диктатурой узкой группы людей, которые объявляют себя вождями народа. А также с отменой абортов, патриотическим креном, ксенофобией, этническими депортациями.

Во-вторых, Троцкий поддерживал интернационализм, установку на мировую революцию. Например, те политические зигзаги, которые предпринимал Сталин, для Троцкого были немыслимы. Это касается и пакта Молотова-Риббентропа, и послевоенного раздела мира, когда социализм насильно насаждали на подконтрольных СССР территориях, но не поддерживали его там, где люди сами за него боролись, например в Греции. Такой циничной политики Троцкий никогда не придерживался.

Он не был святым, но его очень сложно поймать на какой-то откровенной лжи. Большую часть своей жизни в эмиграции Троцкий боролся за интерпретацию предшествующих событий, доказывал, что он никакой не предатель, и пытался объяснить, почему принимал те или иные решения. Он не пытался переписать историю, как Сталин. Среди прочего, троцкизм — это анализ поражения революции, исходя в первую очередь из идеалов самой революции. Троцкий себя до конца считал марксистом, интернационалистом и атеистом. Он был в первую очередь интеллектуалом, который в определенный момент истории оказался на гребне волны, остался верен себе, потерял власть — но не верность своим идеалам.

  Фракция Сталина победила во внутрипартийной борьбе середины 1920-х годов.

 

— Что означает термин «троцкизм» для современных социалистов? Актуальны ли до сих пор идеи Троцкого для них?

— «Троцкизм» изначально был просто ярлычком, которым обозначали небольшую группу сторонников Троцкого. Сначала это был синоним центризма в партии, а затем — радикализации революции. С 1920-х годов троцкизм воспринимался как оппозиционное течение. И после того, как оппозиция объявляется несовместимой с членством в партии, следуют аресты и первые расстрелы. Уже в конце двадцатых годов троцкизм становится синонимом подпольной борьбы, непримиримой оппозиции по отношению к Политбюро и Сталину. Абсолютное большинство всех оставшихся троцкистов расстреляли в 1936 году. Можно по пальцам пересчитать тех, кто выжил и оставил воспоминания.

Когда Троцкий был за границей, он начал борьбу за создание так называемого Четвертого Интернационала, который в действительности стал неудачной попыткой объединить коммунистов-антисталинистов разных стран. После войны он почти сразу раскололся. Но хардкорные троцкистские партии до сих пор существуют, хотя почти нигде и никогда не приходили к власти. Очень часто политики, которые называют себя троцкистами, просто представляют левый фланг социалистов. В России тоже предпринимались попытки создать троцкистскую партию, но в итоге они сошли на нет. В «троцкистских» движениях пришли к выводу, что подобная идентичность им ничего не дает, а только отпугивает потенциальных союзников.

Поколение миллениалов уже не ориентируется на предшествующие тенденции, они ищут новые идеи, называют себя «социалистами» или «демократическими социалистами». Для них троцкизм — некий атрибут прошлого. Однако этот термин еще долго будет использоваться в качестве обвинения, необходимого для поддержания идентичности сталинистских партий. Даже такая абсолютно выхолощенная и в общем-то не левая партия как КПРФ периодически борется с воображаемыми «троцкистами» внутри себя. Просто есть традиция, и они ее используют с тридцатых годов. Да и Владимир Путин тоже периодически говорит о «троцкизме» в очень советском духе.

— С нашей страной понятно, но как Троцкого при этом оценивают на Западе?

— Все зависит от конкретного государства. Во Франции на протяжении десятилетий в президентских выборах участвует два-три кандидата, которые относят себя к троцкистам, и за них голосует несколько миллионов человек. В Англии внутри Лейбористской партии тоже можно встретить троцкистов. В одних странах это небольшие движения, в Латинской Америке — достаточно большие партии. Все это подпитывается интеллектуальной традицией. Любой человек, который начинает интересоваться социализмом, читает определенных авторов. В зависимости от предпочтений, после Маркса появляется либо крен в сторону Сталина и Мао, либо — Ленина и Троцкого.

Произведения Троцкого можно найти в учебных программах всех западных университетов. И его работы по-прежнему влияют на политические взгляды людей. Но Троцкий находится на уровне таких имен, как Роза Люксембург или Антонио Грамши. Это не наш современник и он не так актуален, как прежде. Но чтобы понять, что произошло и 1917 году и потом, при Сталине, Троцкий просто незаменим. Многие его свидетельства довольно сильно влияют на интерпретацию важных исторических событий того времени. Поэтому его имя в академических интеллектуальных кругах все знают, о нем сняты многочисленные фильмы и написаны пьесы. В целом медийное присутствие Троцкого на Западе более ощутимо, чем у нас.

— Почему, по-вашему мнению, россиянам до сих пор так сложно понять не только Троцкого, но вообще все ревоюционные события того времени?

— К сожалению, нашему поколению особенно нечем гордиться. Российские интеллектуалы до сих пор не могут выйти из постсоветского состояния. Мне очень трудно представить себе, чтобы через двадцать лет после революции 1917 года Троцкий бы все еще жил дореволюционными понятиями. Для него и его современников это был огромный отрезок времени, своего рода черта. А мы не можем ее перейти. И нам кажется, что есть какие-то силы, которые постоянно возвращают нас обратно в Советский Союз, что ведет к неприятию опыта 1917 года. Он воспринимается как опасный — как будто если только о нем заговоришь, он снова воспроизведется неким образом. Тот опыт открыл ящик Пандоры и привел в итоге к ужасному исходу, но это был момент, который Россия даже сейчас не способна пережить или понять.

Поэтому фигура Троцкого интересна в том числе для разговоров о будущем, а не только как источник сведений о прошлом. Максим Горький называл его лучшим после Герцена русским публицистом. И я считаю, что имя Троцкого когда-нибудь будет присутствовать в школьных хрестоматиях. Его образный пафосный язык, на котором сейчас вряд ли кто-то будет говорить — образец того языка, через который можно услышать и прочувствовать эпоху. И мы с ней попрощаемся в этот момент, ощутим разрыв и наметим наши пути будущего, которых сейчас нет. Все просто говорят, кто о чем — «Россия без Путина» и так далее. Но не понятно, что с нами действительно будет дальше.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…