ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Маршал Жуков на Параде Победы: какие традиции были нарушены?

По инф. cyrillitsa.ru   
05 Февраля 2020 г.
Изменить размер шрифта

Почётную миссию принимать Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, Иосиф Сталин возложил на маршала Советского Союза Георгия Жукова. Желая придать триумфальному шествию заслуженное величие, организаторы внесли в сценарий действа много знаковых моментов, сближавших его с грандиозными военными мероприятиями прошлых эпох, но при этом Жуков нарушил сразу две старинные русские традиции.

Какую воинскую традицию нарушил Жуков на параде Победы

Почему Жуков?

Когда через полтора месяца после капитуляции фашисткой Германии в замыслах генералиссимуса Сталина возникла идея проведения грандиозного шествия армии-победительницы, приближённые к вождю персоны советовали ему принимать парад лично.

Но Иосиф Виссарионович отклонил предложение кремлёвских большевиков, поскольку хотел, чтобы по древней традиции полководец въезжал на Красную площадь и гарцевал перед строем солдат-победителей на белом коне. Скакун такой масти испокон веков символизировал собой славу и силу русского оружия. Именно на белых конях приветствовали свою армию военные стратеги прошлого, в числе которых Александр Суворов и Михаил Кутузов.

Так как вождь народов не имел достаточных навыков для изящной верховой езды, он делегировал своё право двум маршалам-кавалеристам — Константину Рокоссовскому, командовавшему парадом, и Георгию Жукову, принимавшему его.

Традиция

Под последние удары кремлёвских курантов, отбивавших 10 часов утра, на Красной площади появился заместитель Верховного Главнокомандующего Георгий Жуков, вошедший на неё по стародавним правилам со стороны Спасской башни.

Именно в этот самый миг, как полководец оказался под сводами её ворот, он и нарушил установленную традицию. В отличие от своих православных предшественников, Георгий Константинович, проходя через ворота Спасской башни, не обнажил голову.

Спасская башня

Величественная проездная Спасская башня стала украшением архитектурного комплекса Московского Кремля в 1491 году, когда зодчий Пьетро Солари успешно завершил строительство, заказанное великим князем Иваном III.

Встроенное в Восточную стену ансамбля 10-этажное оборонительное сооружение первоначально называлось Фроловской башней, поскольку неподалёку от неё в старину располагался храм Фрола и Лавра.

Своё нынешнее наименование Спасская башня получила в 1658 году по повелению царя Алексея Михайловича. Это событие произошло вследствие того, что к концу XVII века надвратное пространство Фроловской башни со стороны въезда в Кремль венчал образ Спаса Смоленского, а с другой стороны - лик Спаса Нерукотворного.

К тому же к этому времени на месте канувшего в небытие храма Фрола и Лавра возникла церковь Спаса Смоленского, просуществовавшая до конца XVIII века.

Легендарные иконы

Происхождение надвратных икон Спасской башни покрыто тайной. Известно лишь, что первым на ней появился лик Спаса Смоленского, однако кто является его создателем неизвестно. После свержения царской власти данная икона исчезла со своего законного места, и долгое время считалась потерянной. Однако в 2010 году в ходе реставрации архитектурного ансамбля специалистам всё-таки удалось ее обнаружить. Оказывается весь период атеизма она, как и прежде, находилась над вратами Спасской башни, будучи замурованной внутрь прямоугольной ниши, покрытой сверху слоем штукатурки.

Реставраторы оценили хорошую сохранность древнего образа (80%) и 28 августа 2010 года после незначительных манипуляций она вновь засияла над вратами.

Икона Спаса Нерукотворного чудесным, то есть нерукотворным образом, возникла на своём месте после освобождения Москвы от тирании хана Махмет-Гирея. Со временем изображение обрамили позолоченным окладом и поместили в киот, который освещался негасимой лампадкой.

Святое место

До революции Спасские ворота с иконами считались священным местом. Проходя под ними, все люди должны были креститься на образ, а всякий мужчина, от простолюдина до императора обязан был спешиться и обнажить голову. Если по какой-нибудь причине представитель сильного пола забывал снять головной убор, то ему полагалось искупить свою вину, совершив 50 земных поклонов.

Через Спасские ворота проходили девять из двенадцати ежегодных православных крестных ходов, сквозь них лежал путь, который перед процедурой коронации должен был преодолеть каждый русский царь.

Существует легенда, что когда завладевший в 1812 году Москвой Наполеон решил вопреки традиции проехать через Спасские ворота в треуголке, неожиданный порыв ветра сорвал с его головы шляпу. Кара настигла и тех французских солдат, кто вознамерился сорвать позолоченную ризу с икон: добравшись до образов, они рухнули вниз вместе с лестницей.

Еще малоизвестные страницы истории:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…