ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Малоизвестное о северном народе: как чукчи братоубийственные войны вели

По инф. cyrillitsa.ru   
20 Января 2020 г.
Изменить размер шрифта

Воинственные чукчи ходили походами не только на соседние народы, часто на полуострове вспыхивали межплеменные конфликты, приводившие к кровопролитным столкновениям. Причиной подобной войны могла стать потрава чужого пастбища, дележка добычи после удачной охоты или набега и просто пьяная ссора.

Из-за чего чукчи могли воевать друг с другом

Войны между племенами

Советский ученый-антрополог Владимир Германович Тан-Богораз в книге «Чукчи» указывает, что вплоть до начала XX века между разными чукотскими племенами, а также между оленными кочевыми чукчами и оседлыми береговыми чукчами встречались вражда и недоверие. Ученый писал, что самой дурной славой пользовались чаунские оленеводы и чукчи, живущие в Телькенской тундре. Соплеменники характеризовали их как нерадивых бедняков, не заботящихся о завтрашнем дне, которые часто затевают ссоры и драки. Например, в одном чукотском сказании западные чукчи ссорятся с восточными из-за воды в проруби. Одни хотят набрать воды, другие им не дают, отгоняя прочь. В результате один из силачей берет соперника, переворачивает его вниз головой и пробивает ею лед, а когда возмущенные восточные чукчи хотят начать войну, предлагает им объединиться и идти войной против русских.

Чукотское сказание «О счастливом женихе» включает в себя эпизод, в котором причиной ссоры чукчей становится пастбище. Старший сын приходит в ярангу и сообщает отцу, что сосед пасет оленей на их родовом пастбище. Отец удивляется поведению соседа и велит сыну отнести на пастбище стрелу и воткнуть ее в землю, таким образом напоминая соседу, что земля принадлежит не ему. Но когда семейство пригоняет осенью стадо на спорную территорию, оказывается, что соседские олени вытоптали его, а стрелу сосед сжег в костре.

Чтобы наказать обидчика, семья переезжает к тропе, по которой чукчи кочуют на зимние стоянки. Отец дожидается, когда мимо поедет растянувшийся по тундре «поезд» соседа, и из лука расстреливает его оленей. Обидчики уходят дальше пешком.

Конфликты между чукотскими племенами бывали на Анюйской ярмарке, игравшей большую роль в торговле на Чукотке. Например, в 1895 году причиной ссоры стала вспыльчивость «начальника» чукчей Эйгелы: он рассорился с чаунскими чукчами и в потасовке был убит (очевидно, русскими) один из чаунцев, а потом пьяный Эйгелы пнул тело ногой, сказав, что собаке – собачья смерть.

Чаунские чукчи затаили злобу. Они встретили Эйгелы на следующий день в тундре, когда он ехал в русское поселение, и хотели отобрать оленей как компенсацию за убитого товарища, но Эйгелы удалось вырваться и уехать. Тогда они пообещали, что убьют его. Эйгелы был вынужден бежать с ярмарки и первые пять дней буквально летел по тундре, загоняя оленей и боясь погони.

Поединки

В случае конфликта чукчи могли вызвать обидчика на поединок, который длился до смерти одного из бойцов. Обычно властью в чукотском поселении обладал самый сильный мужчина. Он был «насильником» – то есть мог взять силой все, что хотел, и часто требовал, чтобы соплеменники отдавали ему часть добычи. Чтобы стать таким человеком, следовало вызвать предыдущего на поединок и победить его. В свою очередь предводитель стойбища мог вызвать на поединок любого непокорного мужчину и убить его. Смерть соплеменника не вызвала в этом случае споров – ведь каждый чукча хотел погибнуть в бою, а не от старости, надеясь попасть после почетной смерти на небо – к звездным пращурам, а не в подземный мир мертвых, где властвовали злые духи – кэлы.

В случае, если воин проигрывал поединок, существовала словесная формула, которую он произносил, прося противника убить его. «Теперь я стал для тебя добычей, – говорил проигравший воин, – поступай со мной так же, как поступил бы с ней». Что означало просьбу убить одним ударом.

Были распространены и воинские поединки. Александр Константинович Нефёдкин в работе «Военное дело чукчей», приводит в пример вырезанные на бивнях иллюстрации к повседневной жизни чукч. Иногда поединком решалось дело между хозяином стойбища и нападавшими грабителями. Делалось это с единственной целью – сократить число возможных потерь. Если проигрывал хозяин, его имущество, жены и дети становились добычей врага, если выигрывал – грабители уходили восвояси. Иногда перед поединком, нападавшие давали хозяину стойбища возможность вооружиться или даже подкрепиться. А особо благородные не нападали на спящего врага.

Примечательно, что во время отсутствия мужа на стойбище, в поединок, защищая детей могла вступить и женщина. Если же во время ее поединка на стойбище возвращался мужчина, то вмешаться в бой он не мог и ждал его исхода. Подобное поведение женщин может вызывать удивление, но стоит помнить, что войны, постоянно шедшие на Чукотском полуострове, приводили к тому, что мужчин было мало, и их функции приходилось выполнять женщинам. В этих условиях девочки воспитывались как воины и тренировались владеть копьем и луком наравне с мальчиками. Позже подросшие чукотские амазонки принимали участие в поединках и даже в грабительских набегах.

Если обида была невелика, а обидчик – из того же рода, чукча мог вызвать его на борцовский поединок. В борьбе побеждал тот, кто сбивал противника с ног и на какое-то время прижимал его лопатками к земле. Были разрешены подножки, броски через себя и удары ногами. Особо опасной считалась борьба на натертой жиром скользкой моржовой шкуре, края которой крепились к земле острыми костяными колышками. В этом случае редко обходилось без увечий. Если бились насмерть, то в поединке на шкуре могли вооружаться еще и копьями.

Карл фон Дитмар в 1865 году указывал в записках, что фехтование на копьях – удивительное зрелище, в котором проявляются ловкость, сила и мастерство чукотских воинов.

Бывали поединки и на ножах. Например, в сказании «Кэйнывилю-Медвежье ухо» герои сражаются на длинных ножах, а Тан-Богораз указывает, что у чукчей действительно были огромные, длинные ножи, с которыми они легко управлялись, вспарывая брюхо моржам или разделывая мелких птичек.

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!