ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Кто как спасался раньше от вирусов: ханты – закалялись, а коми – травили мух

Ашхен Аванесова, cyrillitsa.ru   
15 Марта 2020 г.
Изменить размер шрифта

Одной из преград для распространения вирусов являются санитарно-гигиенические меры, предпринимаемые для предотвращения заражения.

Кто как спасался раньше от вирусов: ханты – закалялись,  а коми – травили мух

У разных народов населяющих Российскую федерацию сложились свои традиционные методы дезинфекции, которые помогали им на протяжении веков справляться с агрессивным воздействием заразы.

Ханты

Проживающие на территории Югры ханты для профилактики от болезней использовали «медицинские» знания, накопленные их предками. Изучавший этот этнос в 1712 году Григорий Новицкий отмечал, что одним из основных приемов в борьбе с заболеваниями было закаливание. Ему подвергались не только взрослые и дети, но и новорождённые, которые сразу же после появления на свет обтирались снегом, а если при этом они не переставали плакать, процедура повторялась. По словам этнографа Татьяны Молдановой, таким образом, ханты облегчали жесткость мороза и ветра, которые были их вечными спутниками.

Не имея возможности принимать ежедневные водные процедуры, местные жители для очищения кожи от загрязнений, являющиеся рассадником разного рода инфекций, использовали сшитую оленьим мехом внутрь малицу. Этот предмет одежды, надеваемый на голое тело, при трении убирал с кожи человека не только соединившуюся с потом грязь, но и омертвевшую дерму, способствуя её правильному функционированию.

Помимо своеобразного скрабирования ханты применяли самодельный антиперспирант, в качестве которого выступал кусочек оленьего жира, а также созданную из сосновой серы гигиеническую помаду.

Для спасения от оводов, гнуса и мошки, являющейся разносчиком разного рода инфекций, ханты пропитывают свою одежду дымом от тлеющей свежей травы. Этим же «средством» они обрабатывают оленей, являющихся лакомым кусочком для разного рода летающих насекомых.

Коми

Представители народности коми, полагали, что уменьшить заболеваемость разного рода заразами можно при помощи гигиенических мероприятий, направленных на истребление вредоносных паразитов. Елена Ермакова в статье «Традиции в народной гигиене и медицине коми юга Тюменской области» отмечала, что местные жители особо рьяно боролись с мухами, которых они травили лекарственной спаржей или накрошенными в воду мухоморами. Избавляться от тараканов и клопов они предпочитали вымораживанием, когда в сильные морозы семья оставляла дом нетопленым и на несколько дней отправлялась жить к родственникам. За это время, оставшиеся без тепла насекомые погибали, и дом очищался от потенциальных переносчиков болезнетворных микроорганизмов.

Ненцы

Этнограф Б. Василенко, отмечавший, что до перехода к оседлости, не пользовавшиеся баней, и до начала XX века, не имевшие представления о нижнем белье, ненцы использовали в качестве гигиенического средства меховую одежду.

Её они надевали ворсом внутрь непосредственно на голое тело. Волоски оленьей шерсти стирали с кожи грязь и выделения, а потом обламывались от тяжести и трения. Проходив несколько дней в такой одежде, ненцы снимали её, тщательно вытряхивали из неё специальными колотушками «мусор», просушивали и вновь надевали. К слову исследователь местного быта Л. Басков писал, что зачастую кожа пастухов, длительное время проводивших в тундре и пользовавшихся лишь меховой одеждой, была куда чище кожи тех, кто, живя в поселке, имел возможность сходить в баню.

Чукчи

Чукчи, тоже практиковавшие ношение одежды мехом внутрь, полагали, что мытьё лишь забирает здоровье у человека, смывая с него защитный слой. Именно поэтому они предпочитали трудно представляемым в тундре баням костяные скребки и очищение огнём.

Примерно один или два раза в месяц всё население стойбища собиралось вокруг огня, накидывало на себя всю имевшуюся у них одежду и несколько часов сидели в таком виде и прели. Размякшую под воздействием тепла грязь, представлявшую собой смесь животного жира и продукты теплообмена человека, чукчи снимали с тела при помощи специального костяного скребка.

После этой процедуры они натирали «чистую» кожу питательным жиром нерпы, который не только защищал её от высыхания, но также предохранял от переохлаждения и создавал барьер для проникновения в организм патогенных бактерий.

Кроме того этот густой «крем», через который не ощущается запах человеческого тела, служил преградой от укусов кровососущих комаров и гнуса, кои летом заполоняют собой воздушное пространство над тундрой.

Кстати, когда аборигенов Севера захотели приобщить к цивилизованному образу жизни и стали приучать их мыться в банях, неожиданно был зафиксирован рост смертности. Оказалось, что очищенное горячей водой и мылом тело чукчи стало уязвимее и восприимчивее к вирусам.

Вот такими непримиримыми и порой неожиданными методами шла борьба российских народов с разными вирусами раньше. Сейчас новая напасть свалилась – коронавирус. Звучит красиво, а вот заболевание на самом деле жестокое и страшное. Методы тоже сейчас ищут, ученые работают над этим в разных странах мира. Все надеются, что коварный враг в итоге победить удастся.

А еще любопытные публикации можно прочитать здесь:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…