ЗДРАВСТВУЙТЕ!

СПРАВКИ
НА КАЛЕНДАРЕ

Крылатая память победы

Владимир Нордвик, "Российская газета"   
04 Октября 2017 г.
Изменить размер шрифта

Беседа корреспондента "Российской газеты" с человеком, который находит в лесах и болотах, восстанавливает и поднимает в небо фронтовые самолеты.

Истребитель И-16 и Борис Осятинский, давший ему вторую жизнь. Фото из личного архива

Истребитель И-16 и Борис Осятинский, давший ему вторую жизнь. Фото из личного архива

Живая память

В это трудно поверить, но в пятидесятые годы прошлого века Советский Союз собственноручно уничтожил авиацию Победы. Под самый корешок вырубили всё: в стране не осталось ни одного способного подняться в небо самолета из тех, на которых наши летчики сражались в небе Великой Отечественной с асами Геринга.

Лишь в конце девяностых ситуация начала потихоньку меняться к лучшему, за что поклон Борису Осятинскому, президенту фонда "Крылатая память Победы".

Фоторепортаж: Крылатая память Победы - самолеты ВОВ возвращаются

Ломать - не строить

- Говорят, кинокритик - это несостоявшийся актер, а человек, который полжизни рыщет по лесам и болотам, находит и восстанавливает старые самолеты, видимо, хотел быть летчиком, да не сложилось, бог крыльев не дал, Борис Леонидович?

- Отчасти вы правы. Я ведь родился и вырос в СССР, в детстве, как и большинство советских мальчишек, мечтал о небе. Но здоровье не позволило сесть за штурвал. Да и тяга к естественным наукам взяла верх. В итоге окончил физический факультет Краснодарского университета, стал геофизиком, работал в южном отделении Института океанологии Академии наук. Так, наверное, и изучал бы морские глубины, если бы в восьмидесятые годы прошлого века городские власти Геленджика не направили меня директором в местный историко-краеведческий музей.

Начал знакомиться с хозяйством, которое досталось. Кроме основной экспозиции - дом писателя Короленко, батарея капитана Зубкова, землянка Брежнева... Словом, музей большой, фонды огромные. Едва ли не первым экспонатом, появившимся при мне, стал одномоторный истребитель Messerschmitt-109 с зеленым сердцем - grunes herz - на фюзеляже. Это означало, что ас, управлявший самолетом, сбил более ста неприятельских машин. Messerschmitt подняли со дна Черного моря мои друзья-океанологи, он был в весьма приличном состоянии, хотя никто не думал о его сохранности. Подцепили и вытащили из пучины, по дороге отрезав автогеном крыло.

Самолет лежал во дворе Института океанологии, по бесхозной железяке бегали и прыгали соседские детишки. Когда меня назначили директором, вчерашние коллеги сказали: "Забирай игрушку к себе, пока пацаны ноги не переломали. Ты же теперь у нас музейщик".

"Немец" выглядел пристойно на фоне обломков наших двух "Яков" и одного Ил-2, тоже поднятых из моря. У Messerschmitt корпус из анодированного дюралюминия, почти не поддавался коррозии, а на советских самолетах железо проржавело, и выглядело это удручающе.

На третий день меня вызвали в горком партии: почему в музее выставлен фашистский истребитель со свастикой? Мол, как вы могли, товарищ Осятинский? Что себе позволяете? Немедленно убрать и сдать на металлолом!

Но мне хотелось сохранить экспонат. Стал думать, как бы вывернуться из ситуации. Все происходило в конце апреля, когда в Геленджике по традиции собирались оставшиеся в живых летчики тех полков, которые базировались там в годы Великой Отечественной. А стояли под городом бомбардировщики, истребители... Весной большинство санаториев и домов отдыха пустовали, вот местные власти и дарили ветеранам пару бесплатных недель, чтобы те могли отметить с однополчанами День Победы.

Наш музей традиционно становился местом встречи: там же и история, и экспонаты, напоминавшие о войне.

Messerschmitt пользовался у фронтовиков большим успехом, они не отходили от самолета, облепили его с разных сторон, и каждый вспоминал свои воздушные бои.

Словом, я пригласил Галину Михайловну, второго секретаря горкома, устроившую мне головомойку, и подвел к окну, предложив понаблюдать за ветеранами, послушать их разговоры. Партийная дама постояла пару минут и вынесла вердикт: "Ладно, оставляйте фашиста. Только хвост ему повыше задерите, чтобы был, как сбитый". Разумеется, я все исполнил.

Так случилась моя первая личная встреча с самолетами времен Второй мировой войны.

- Что последовало дальше?

- Возникла идея создать полноценный музей авиации в Геленджике. Нам удалось организовать несколько поисковых экспедиций на север - в Мурманскую область, Карелию, где в большом количестве находили обломки сбитых военных самолетов, но потом дело заглохло. Советский Союз дышал на ладан, у людей в головах роились другие мысли, многим было явно не до восстановления исторической памяти.

- А как получилось, что в СССР не осталось летающих самолетов периода Великой Отечественной?

- Увы, очень просто, хотя объяснить это крайне сложно. Вот смотрите: до войны и в ее ходе на вооружении Красной, а потом Советской армии находились около 110 тысяч самолетов, произведенных отечественной промышленностью. По ленд-лизу из Америки и Великобритании нам поставили еще порядка 18-20 тысяч. В мае 1945-го в строю оставалось 46 тысяч машин. В пятидесятые годы, когда наступила эра реактивной авиации, старые винтовые самолеты по приказу Верховного Главнокомандующего товарища Сталина банально списали в утиль и планомерно уничтожили. Как говорится, ломать - не строить! Таким же образом обошлись и с трофейной техникой, которой было изрядное количество. О том, чтобы сберечь хотя бы по несколько экземпляров каждой модели для истории, для внуков и правнуков, никто тогда не думал.

Кстати, подобный подход жив до сих пор: летающих МиГ-15 и даже МиГ-21 сегодня не найти.

Семьдесят лет назад казалось, что память о войне переживет века. Увы, людям свойственно забывать прошлое, и происходит это гораздо быстрее, чем хотелось бы. Три мирных поколения выросли, и молодые, родившиеся на стыке тысячелетий, уже с трудом смогут рассказать, кто, с кем, как и за что воевал. Тем более сегодняшние подростки не знают, на чем летали их прадеды, на каких типах самолетов били врага. А наглядно продемонстрировать, к сожалению, нечего. Всё разрушили.

Фоторепортаж: Самолеты СССР

- Как вы стали исправлять ситуацию?

- По крупицам. Ужас ведь заключался в том, что погубили не только самолеты, но и чертежи к ним.

- Это кому помешало?

- Меня спрашиваете?! Видимо, страна у нас слишком маленькая, архивы хранить негде.

Можно было переснять, сделать микрофильмы, но не тупо сжигать! Нет, документы бросили в топку. Что за гранью моего понимания.

Когда мы взялись за реставрацию МиГ-3, не удалось обнаружить никаких документов, кроме альбома с фотографиями самолета в ангаре и во время летных испытаний. Больше - ничего, ни единого чертежа. Пришлось восстанавливать самолет по обломкам, поднятым из болот.

Такая же история была с И-16, И-15 бис... Имелось только техническое описание. Часть документации сохранили в КБ Илюшина и Яковлева, но это, скорее, исключение из правила.

В остальном - пустота. У Лавочкина, Сухого, Петлякова, Микояна...

В фильме «В бой идут одни старики» По-2 был единственным реальным болевым самолетом. Фото: кадр из фильма

В фильме «В бой идут одни старики» По-2 был единственным реальным болевым самолетом. Фото: кадр из фильма 

Восход красных звезд

- А как же "В бой идут одни "старики"?

- Фильм прекрасный, очень его люблю, но из исторических самолетов там только По-2. Биплан Поликарпова выпускался до середины пятидесятых годов, съемочной группе Леонида Быкова найти его в 1973-м, когда снималась картина, было не так уж сложно. По-2 - многоцелевая машина: это и почтовые перевозки, и медицинская помощь, и геологоразведка. А во время войны - ночной бомбардировщик и разведчик. Именно на нем, по сценарию фильма, летал женский авиаполк, в котором служили Маша Попова и Зоя Молчанова. А что касается остального...

Вместо 109-го Messerschmitt задействовали чешский Zlin, а одномоторный истребитель Ла-2 заменили на спортивные Як-50 и Як-52.

- Во всех советских фильмах про войну так?

- Конечно. Скажем, в Североморске в свое время были дееспособные торпедоносцы ДБ-3Ф, потом их уничтожили, и в одноименной картине 1983 года, где играли Родион Нахапетов и Вера Глаголева, снимать оказалось уже нечего. Поэтому на экране вы не увидите летающий самолет, все кадры сделаны на земле. "Хронику пикирующего бомбардировщика" тоже сняли в статике. Как и "Особо важное задание". Если помните, в фильме Евгения Матвеева речь идет о том, как в Воронеже перед войной в сжатые сроки налаживали выпуск Ил-2. Ирония судьбы, что настоящего штурмовика в картине нет, вместо него по аэродрому туда-сюда таскали нелетающий самолет, который потом, скорее всего, попал в музей в Монино.

Когда появились компьютеры, стали дорисовывать картинки воздушных боев при помощи графики. Так и жили. Так и снимали. Как говорится, "нызенько-нызенько".

- Кого вы первым поставили на крыло, Борис Леонидович?

- Истребитель И-16 конструктора Поликарпова. Его прозвали ишачком.

Получилось как? До 1992 года я разными способами пробовал вызвать хоть какой-то интерес к музейной проблеме у родного государства. Показывал фотоальбомы и книги, изданные на Западе, рассказывал, что в Америке и Великобритании счет "летающим памятникам" идет на тысячи... Увы, ни у кого из отечественных чиновников глаз не загорелся, хотя я дошел до председателя правительства РСФСР Ивана Силаева, до того возглавлявшего Министерство авиационной промышленности СССР. Потом обращался и к вице-президенту России Александру Руцкому, надеясь, что бывший летчик поддержит начинание. Разговоры заканчивались ободряющим похлопыванием по плечу и общими фразами из серии "Молодец! Давай! Дерзай!"

Словом, я понял: дома ловить, увы, нечего. И тут на меня вышел известный новозеландский коллекционер Тим Уоллес, прослышавший, что я хочу заняться реставрацией советских военных самолетов. Тим спросил: "Сможешь?" Я без колебаний ответил: "Конечно!" Хотя понятия не имел, с какой стороны подбираться к проблеме.

Мы заключили договор, создали компанию, одно из первых совместных предприятий в России, и начали работать. Восстанавливали И-16 в Новосибирске, поскольку в Москве сделать это было невозможно. Во-первых, производство стояло, во-вторых, нам называли астрономические суммы, скорее подходившие к созданию космического корабля, чем к реставрации старого самолета. Цифры брались с потолка, люди не имели элементарного представления, о чем идет речь. Ведь не нужно было создавать новый самолет, делать расчеты прочности и аэродинамики, требовалось лишь восстановить утраченное!

Легко сказать - трудно осуществить. Пово-зиться пришлось прилично.

- Почему выбрали именно этот аппарат?

- Двигатель у И-16, по сути, такой же, как на самолетах Ан-2. Его лишь слегка модифицировали. Достать АШ-62ИР не составило труда.

Параллельно мы восстанавливали И-153. Его прозвали "Чайкой" из-за формы крыла. Истребитель тоже создали в ОКБ Поликарпова, это последний в истории советской авиации биплан с убирающимся шасси.

Николая Поликарпова называли королем истребителей. Его И-15, И-15 бис, И-16, И-153 составляли основу парка отечественной авиации этого класса. До войны в СССР выпускались только поликарповские истребители. Практически все летчики, служившие во второй половине 1930-х годов, прошли через И-15 и И-16.

- Где вы находили материал, из которого потом собирали самолеты?

- В основном в болотах Карелии и Мурманской области. Метан хорошо консервирует металл. Попадались обломки вполне приличного качества, мы подняли две машины с полным набором крыла и смогли полностью восстановить всю конструкцию. Ведь зачастую то, что извлекалось из земли и воды, напоминало груду покореженного металлолома. В известном смысле нам повезло.

- Это какой год?

- 1993-й. Реставрацией И-16 занимались более двух лет и завершили в 1995-м.

- Историю этого конкретного самолета установить удалось?

- Если сохранился бортовой номер, узнать боевой путь машины - не проблема. Сложнее с именами летчиков, поскольку часть архивов утрачена. В обоих поднятых И-16 находился прах пилотов. Мы смогли найти на Урале родственников одного, а второй был с Западной Украины, там следы потерялись.

- Самолеты ушли в Новую Зеландию?

- Да, наши отношения с Тимом Уоллесом продолжались до 1998 года. За это время мы выпустили для него девять машин - шесть И-16 и три "Чайки".

- Зачем ему столько?

- Увлеченный человек! Деньги он на этом не зарабатывал, скорее, тратил. Его бизнес - олени, панты.

Тим раз в два года устраивал потрясающие шоу, одно так и называлось - "Восход красных звезд". В то время Россия еще не вернула сегодняшний гимн, вместо него звучала мелодия Глинки, а в Новой Зеландии включили "Вставай, страна огромная!" и подняли два флага - советский и российский. Около ста пятидесяти тысяч человек, присутствовавших на представлении, стояли, смотрели и слушали. Люди ехали со всего мира - из Европы, Америки, Австралии, Канады, Кореи, Японии. Это надо было видеть!

Потом Уоллес начал потихоньку распродавать коллекцию. И-16 и "Чайка" ушли в Испанию, туда, где они воевали против войск Франко, часть машин оказалась в Америке и Германии. Вадим Задорожный, основатель и владелец Музея техники в подмосковном Архангельском, о котором в прошлом году писала "Родина", тоже выкупил И-16 и "Чайку", положив начало своей коллекции летающих самолетов.

- А почему Уоллес выставил всё на торги?

- Семья настояла. Тим - замечательный человек, настоящий фанат авиации, но ему почему-то не везло. В первый раз попал в аварию на вертолете, повредил позвоночник, перестала работать правая нога. Второе крушение случилось на британском Hawker Hurricane, а в 1998-м Уоллес разбился на истребителе Spitfire. Он зачем-то решил полетать 1 января. Я пытался отговаривать, убеждал, что после новогоднего праздника с обязательными возлияниями лучше этого не делать, не испытывать судьбу, но Уоллес никого не слушал, сам всё решал. Тим только-только приобрел отреставрированный красавец Spitfire и хотел на нем прокатиться. Ну а летчик не справился с управлением, самолет перевернулся и рухнул на землю...

В результате Уоллес пролежал в коме почти четыре месяца. Тогда его родные и решили, что хватит подвигов, отлетался. Тим и сегодня жив, но перемещается на коляске.

Фоторепортаж: Cамолеты и девушки из альбома пилота Ивана Егорова.

Вспомнить всех поименно

- Сколько сейчас в России летающих машин периода Великой Отечественной?

- Десять советских и один ленд-лизовский. Плюс четыре реплики Первой мировой войны. Ну, еще по стране есть штуки четыре По-2 - в Ульяновске, Самаре, Тюмени и Москве. Вот и всё богатство.

- Вспомним поименно?

- Ш-2 - первый советский серийный самолет-амфибия конструкции Шаврова. Летающая лодка, на которой спасали челюскинцев.

Ночной бомбардировщик По-2, его выпускали четверть века - с 1929 года. Уникальная машина!

Еще один поликарповский самолет - И-15 бис. Биплан с прямым крылом и неубирающимся шасси. В Испании его называли Super Chato, он летал на Халхин-Голе, в Маньчжурии, Финляндии... К началу Великой Отечественной самолет несколько устарел, тем не менее и бомбы таскал, и реактивные снаряды.

Есть у нас такой же И-15 бис, но в двухместном исполнении. Для обучения. Он так и называется: ДИТ, двухместный истребитель тренировочный.

Моноплан И-16. Легкий, маневренный. Его испытывал Валерий Чкалов. Самолет с необычно коротким фюзеляжем - менее шести метров в длину и хорошим вооружением - пушки, пулеметы. В Испании И-16 успешно противостоял немецким и итальянским самолетам.

И-153 "Чайка". Очень скоростной биплан, который я уже упоминал.

МиГ-3 - проект, который начинал Поликарпов, а заканчивали Микоян и Гуревич. Николая Николаевича отодвинули в сторону, припомнив, что перед войной он ездил в Германию в командировку. Его арестовывали еще в 1929-м, приговорили к десяти годам лагерей за "участие в контрреволюционной вредительской организации", потом реальный срок заменили на условный и отправили в "шарашку". Последний проект Поликарпова И-185 так и не был запущен в серийное производство. Это подкосило конструктора, он заболел раком и в 1944 году умер в возрасте 52 лет.

Словом, МиГ-3 - это поликарповский И-200, не доведенный до конца. На мой взгляд, один из самых красивых, эффектных самолетов. Его и западные коллекционеры очень любят. Выглядит, как говорится, sexy. Но машина опередила время. Она планировалась как высотный истребитель и в этом смысле оказалась не слишком востребованной. Кроме того, вооружение было слабовато - лишь три пулемета, пушки установили на двухстах МиГах, а всего их было выпущено 3200. Сначала производили в Москве, потом завод переехал в Куйбышев. Делали, пока Сталин не приказал все силы бросить на штурмовик Ил-2. Моторов попросту на все не хватало.

Тем не менее МиГ-3 свою задачу выполнили, защитив небо Москвы и Ленинграда. И легендарный Покрышкин первые победы одержал именно на этом самолете.

У нас в коллекции два МиГ-3. Одним управлял летчик Алексеев, на счету которого два сбитых немецких самолета, что, конечно, тоже значимо. Огромное количество молодых советских пилотов погибали, не успев даже толком вступить в бой с врагом. По глупости, неумению, неопытности.

И МиГ Алексеева, и самолет летчика Крапивко мы нашли относительно недалеко от Москвы, в Тверской области. Останки Алексеева захоронили, а Крапивко остался в тот раз жив, выпрыгнул с парашютом, но из-за малой высоты купол не раскрылся, летчик сильно побился при приземлении. Мы нашли бабушек, которые девчонками тащили его на плащ-палатке до санитарного поезда. Крапивко погиб уже под Сталинградом.

Его машина была в очень хорошем состоянии, поскольку плюхнулась в болота... Впрочем, вы должны понимать: у реставраторов свои представления о "хорошести". Уцелела кабина, приборное оборудование, часть центроплана, стойки шасси. Мы остались довольны.

- Все экспонаты перечислили, Борис Леонидович?

- Главная наша гордость - Ил-2, который недавно закончили восстанавливать. Пять лет занимались.

История у этого самолета потрясающая. Как-то ко мне пришел человек, положил на стол летную книжку и сообщил, что его отец летал на Ил-2. Валентин Михайлович Скопинцев. Он умер в 1993 году, но рассказал сыну, что потерял самолет, сев на лед в Мурманской области. Мол, в кабине остались моя планшетка с документами и пистолет, найди. И вот Олег Валентинович, сын летчика, генерал-полковник ФСБ, решил с помощью поисковиков выполнить волю отца.

Стали искать. Два года ушло. Сначала прочесывали не то озеро, потом перешли на соседнее и в нем обнаружили сразу два самолета. Ил-2 Скопинцева, совершивший вынужденную посадку в ноябре 1943-го, и Як-1, который сел на воду летом того же года.

Старший лейтенант Валентин Михайлович Скопинцев

Старший лейтенант Валентин Михайлович Скопинцев

- Где ждали вас находки?

- Мурманская область, озеро Кривое. А в документах записали: Черногубское. Вот мы не там и вели поиск, несколько экспедиций вернулись ни с чем.

- А искали как?

- Геофизическое оборудование. Сонары бокового и кругового обзора, видеокамеры... Магнитометр на севере не особо работает из-за скальных пород и гранита - все вокруг звенит. Нашли самолеты в 2011 году, поднимали в 2012-м. В мае - Як-1 и 21 июня, ко Дню памяти и скорби, Ил-2.

Хроника Ил-2

- Тяжелая операция?

- На борту оставался боеприпас - "эрэсы", реактивные снаряды, было важно, чтобы они не рванули, не сдетонировали при подъеме...

46-й гвардейский штурмовой авиаполк, в котором летал Скопинцев, базировался в Североморске на аэродроме Ваенга-2. Там же находились истребители и бомбардировщики. Основная их задача состояла в охране морских конвоев, которые везли в СССР грузы по ленд-лизу. Боевые действия в Мурманской области почти не велись, по суше никто не наступал. Сражения происходили в воздухе и на воде. Бомбардировщики, штурмовики и торпедоносцы атаковали немецкие корабли, базу подводных лодок и долбили аэродром под Луостари. Истребители прикрывали, поскольку бомбардировщики и штурмовики сами по себе беззащитны против "мессеров".

На 23 ноября 1943 года была назначена очередная операция, на ее выполнение с утра пораньше вылетели 29 штурмовиков в сопровождении истребителей. Из-за плотного тумана обнаружить неприятеля не удалось, вернулись на аэродром. Второй вылет на штурмовку назначили на два часа дня. Немцы уже ждали. Ил-2 Скопинцева попал под плотный заградительный огонь. 20миллиметровым снарядом пробило броню. Повезло, что заряд угодил не в мотор, а в генератор, иначе у Валентина Михайловича не было бы ни сына, ни дочери. Попросту погиб бы. А так из-за поврежденного генератора пропало электричество, перестали стрелять пушки и пулеметы. В таком состоянии ни атаковать надводные цели, ни вести воздушный бой невозможно. Что делать? Скопинцев повернул в сторону родного аэродрома. И тут на него сверху свалился Messerschmitt. Если бы немец знал, что русский безоружен, расстрелял бы его без затей. Вместо этого "мессер" решил действовать по правилам военной науки, став наседать сзади. А тыл летчика прикрывал стрелок Гуменный. У него был ручной пулемет, от электроники никак не зависящий.

Стрелков набирали не из летного состава, сажали в самолеты солдатиков, морячков-краснофлотцев, по сути, смертников. Летчика хоть как-то защищал бронекорпус, стрелок же сидел на брезентовой подвязке, а вокруг - фанерный фюзеляж. Парашют, правда, полагался, но это ведь не защита, правда? Стрелки гибли часто.

Гуменный оказался бойцом смелым, отчаянным, лихо отбивался от фашиста, не давая тому подойти близко. В донесении потом было отмечено, что Messerschmitt задымился и прекратил атаку.

Немец повредил в центроплане баллон со сжатым воздухом, отвечавший за выпуск и уборку шасси, а также за тормозные щитки. Скопинцеву предстояло принять трудное решение. Без приборов аэродром не найти, это же север, ноябрь, в четыре часа дня уже темно. Кроме того, шасси в любом случае не выпустить. Валентин Михайлович стал снижаться на поверхность озера и совершил посадку на брюхо. Повредился стабилизатор, отлетела стойка, но летчик со стрелком, к счастью, не переломались. Скопинцев выстрелил из ракетницы, сориентировался, в какую сторону идти, взвалил на себя раненого Гуменного и побрел к своим. Четыре с половиной километра по пояс в снегу.

Вот такая история.

Личная карточка старшего лейтенанта Валентина Скопинцева

Личная карточка старшего лейтенанта Валентина Скопинцева

А это его дети – Евгений и Олег

А это его дети – Евгений и Олег

В авиации последних нет

- Скопинцев летал до Победы?

- Разумеется. Его представляли к званию Героя Советского Союза, но Звезду не дали из-за сложного характера Валентина Михайловича. Впрочем, что в нем сложного? Нормальный русский мужик.

- Дал в лоб какому-нибудь политработнику?

- Угадали. Начистил физиономию комиссару, который то ли щенка пристрелил, то ли медвежонка.

Словом, представление к награде отозвали, но все равно у Скопинцева был орден Нахимова II степени, три ордена Красного Знамени. Настоящий летчик!

Вот его самолет мы и подняли летом 2012-го. Разобрали, упаковали и отправили в Новосибирск, где специалисты из компании "Авиареставрация" и СиБНИА - Сибирского научного института авиации имени Чаплыгина - пять лет его восстанавливали. Сейчас машина в летном состоянии. К сожалению, Олег, сын Валентина Михайловича, погиб, разбился на вертолете, так и не увидев самолет отца в воздухе. Судьба...

- Когда и куда летали на Ил-2?

- В августе были на авиасалоне МАКС, участвовали в праздновании 105-й годовщины Военно-Воздушных сил России.

- Значит, это ваш последний экспонат?

- Как понять? В авиации таких слов нет. Есть "крайний".

В планах - восстановление фронтового бомбардировщика Ту-2, который Вадим Задорожный выкупил у американцев. Он хранился в разобранном виде в музее "холодной войны". Есть в Штатах и такой. Поразительно: в Советском Союзе свою технику уничтожили, а за океаном ее сберегли. Вадим год уговаривал продать, разрешение запрашивали чуть ли не в Белом доме.

- Сколько это стоило?

- Очень дорого. Почти четыреста тысяч долларов. С налогами, транспортировкой...

- А восстановление Ил-2 в какую сумму обошлось?

- 69 миллионов рублей. Впервые в моей практике часть денег удалось получить не от частного лица, а от Объединенной авиастроительной корпорации. ОАК дал 34 миллиона рублей.

Мы нашли еще один Ил-2 того же 46-го гвардейского штурмового авиаполка, попробуем реанимировать. Машина командира эскадрильи, ее тоже посадили на воду.

Четыре года искали. По архивным данным вроде должен быть самолет, а найти не могли...

Я смотрел видео: состояние хорошее, фонарь закрыт, крыло целое.

- Когда поднимать будете?

- Следующим летом.

- Есть шансы, что "Крылатая память Победы" парадным строем пролетит над Красной площадью 9 мая?

- Пока нас не пускают. Перед 65-й годовщиной всерьез обсуждался вопрос, уже топливо подбирали, делали штурманские расчеты по скоростям, но потом сочли, что наши самолеты с одним двигателем слишком ненадежны, чтобы разрешать пролет над центром Москвы. Поэтому мы летаем над Новосибирском. И в прошлом году, и в этом. Когда по Красному проспекту идет колонна "Бессмертного полка", в небе появляется МиГ-3. По-моему, красиво и символично. Тем более, что к этому самолету у сибиряков особое отношение, ведь на нем, как я уже говорил, начинал Александр Покрышкин, уроженец Новониколаевска, ныне - Новосибирска.

- Кто управляет самолетом?

- МиГ-3 - летчик-испытатель I класса Владимир Барсук, директор СиБНИА, человек заслуженный и уважаемый. В Москве с нами работают тоже опытные и профессиональные пилоты.

Все наши самолеты имеют сертификаты летной годности государственного образца, где обозначены как "единичные экземпляры воздушного судна".

- А в кино их отдаете?

- Не скажу, что киношники так уж рвутся брать наши МиГи и Илы. Они не умеют снимать самолеты. Зря смеетесь! Это большая проблема. На земле - вопросов нет, в кабину лезут, с удовольствием позируют, селфи делают, за штурвал дергают, а ты попробуй снять самолет в воздухе! Тут нужны совершенно иные операторские и режиссерские навыки. Никто не хочет заморачиваться. Лучше мультик слепить и в фильм вклеить. Для картины "Небо в огне" брали наш И-15, но съемка мне совсем не понравилась. И с роликами к юбилею Победы та же история. Снимали в Новосибирске, потом на монтаже взяли и подложили Москву. И зачем это нужно? Полная ерунда! Нет практики, культуры, съемка "воздух - воздух" - трудная задача, многим она не по зубам.

- На Западе аналогичная картина?

- Там тоже не гнушаются компьютерной графики, но она дополняет, а не заменяет.

- Обидно?

- Скорее, стыдно. Мы - великая авиационная держава, имеем столько летчиков-героев и - ничего. Мне приносили несколько сценариев художественных фильмов. Начинал читать, доходил до фразы, как Ил-2, уходя от Messerschmitt, делает "мертвую петлю", и откладывал рукопись. Штурмовик не может выполнять такие фигуры высшего пилотажа, он даже не пикирует, а как бы с горки скатывается.

Дело даже не в том, что люди не понимают предмета разговора. Раз лгут в малом, соврут и в большом. В фильме "В бой идут одни "старики", о котором мы уже говорили сегодня, нет исторических самолетов, но картина ведь получилась замечательная. Когда не хватает глубины, начинают выдумывать спецэффекты.

Ведь мы для чего самолеты восстанавливаем? Чтобы люди видели их и гордились. Повторюсь, Россия - великая авиационно-космическая страна, но у нас нет ни одного настоящего праздника с участием самолетов. Есть коммерческий авиасалон МАКС в Жуковском и гидросалон в Геленджике. Всё.

Идея создания Национальной авиационной коллекции и заключается в пропаганде самолетов Победы. Они должны летать, их обязаны видеть!

Вы знаете, что одна из самых популярных компьютерных игр в мире - "Ил-2. Штурмовик"? Более семи миллионов человек в нее сражается. Это те, кто официально зарегистрировался.

Не могу передать, сколько народу собралось, когда мы привезли на МАКС наш Ил-2. Огромная очередь стояла! И разговоры были примерно одинаковые: "Мой дед летал на таком... Можно в кабине посидеть? А фотографировать разрешаете?" У людей огромная тяга и к истории, и к авиации, надо спрос удовлетворять.

Когда на крупнейшем авиашоу Британии в Даксфорде в небо одновременно поднимается около сотни самолетов Второй мировой войны, дух захватывает. Английские Hurricane, Spitfire, Lancaster, американский Mitchell... Даже немцы. Без свастик, конечно, но с крестами. Фантастическое зрелище!

- А вы, Борис Леонидович, держались за штурвал машин, которые восстанавливаете?

- Я же не летчик, зачем мне позировать? Самолеты одноместные, в кабине только пилот помещается. Если решим, что в Ил-2 Скопинцева можно брать второго человека, полечу на месте стрелка. Но обычно я нахожусь с фотоаппаратом в руках в современной машине, идущей параллельным курсом со "старичком", и ловлю удачный кадр. Мне адреналина в жизни хватает...
Возвращение в небо

От раскопок на месте упавшего самолета до его возвращения в небо проходят годы. "Родина" спрессовала время благодаря снимкам разных лет, предоставленным поисковиками.

14

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ВДУМЧИВО Наша историяСудьбы людские Наша почта, наши споры Поэзия Проза Ежедневные притчи
ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ Все новости про пенсии и деньги Пенсионные новостиВоенным пенсионерам Работающим пенсионерам