ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

История Росии: Разведчик века (воспоминание о встрече с Рудольфом Ивановичем Абелем)

Изменить размер шрифта

alt

Наверное в жизни каждого человека бывают дни, насыщенные особенными, необычными событиями, которые так или иначе оставляют о себе память на все последующие годы.

  • Абель в нижнем ряду в центре

Cудьба любезно предоставила мне возможность быть участником встречи с легендарным разведчиком нашего времени – Рудольфом Ивановичем Абелем. Под этим именем он был тогда известен не только в нашей стране, но и за её пределами. «Разведчиком века» назвал его тогдашний директор ЦРУ США Аллен Даллес.

Было это 18 июня 1968 года. К этому времени прошло около двух месяцев, как я и мой сослуживец Борис обучались на курсах подготовки оперативного состава органов госбезопасности в спецшколе города Киева. Всё для нас, тогда молодых офицеров, было ново, а потому интересно, хотя учебная программа была сложной и весьма насыщенной. Но кое-какие азы чекистской науки мы уже усвоили.

Накануне руководство школы нам объявило, что назавтра ожидается приезд Р. Абеля. Для нас это было сногсшибающее известие. Кто из чекистов в то время не мечтал хотя бы увидеть этого известного разведчика, который после шестилетнего отбытия заключения в одной из тюрем США был обменен на американского разведчика Пауэрса!

Его уже знала вся страна: писали газеты, с его участием был снят художественный фильм «Мёртвый сезон». Поэтому, естественно, мы много уделили внимания подготовке к этой встрече: приводили в порядок и школу, и себя, хотя порядок и так всегда был идеальным. Борис зарядил в фотоаппарат свежую кассету. Чувствовалась торжественность, у всех было приподнятое праздничное настроение. Этому сопутствовала великолепная погода – было приятное солнечное утро.

Не стану акцентировать внимание на том, какие ощущение мы испытывали и какова была наша реакция на его появление на территории школы. Это описать невозможно – это нужно прочувствовать. Можно только представить, с какой жадностью мы ловили каждое его слово, когда он предстал перед нами в актовом зале и в течение нескольких часов, с короткими перерывами на перекур, рассказывал о своей работе за границей в качества агента-нелегала.

Как зачарованные, мы слушали его и не могли насытиться той информацией, которую получили впервые, что называется из первых уст, и которая не могла появиться в открытой печати. Это касалось прежде всего его работы в трудных условиях страны пребывания, в единоборстве со спецслужбами этой страны. Естественно, с учётом аудитории, акцент делался на то, чтобы показать, какие формы и методы в своей работе используют эти спецслужбы, их сильные и слабые стороны.

Для нас это с познавательной стороны было очень важно, и шестичасовая лекция разведчика-практика значительно пополнила наш багаж в приобретении знаний для дальнейшего использования в работе. От него мы узнали много того, чего не почерпнёшь ни из одного учебного пособия. Причём им давалась объективная оценка не только работы иностранных спецслужб, но и указывались просчёты со стороны наших органов по организации их разведывательной и контрразведывательной работы.

Сам Рудольф Иванович стал жертвой предательства со стороны своего связника Хейхонена, и неизвестно, сколько бы ещё продолжалась его нелегальная работа, если бы не такой финал. Хотя, как он рассказывал, даже опытный, с большим стажем работы разведчик остаётся просто человеком с присущими ему плюсами и минусами и может допустить оплошность, иногда с роковыми последствиями. Однажды с ним произошёл такой случай: в одном из промежуточных аэропортов, когда, отправляясь на задание через третью страну (естественно, каждый раз под новой фамилией), он, приобретая билет в кассе, на какое-то время отвлёкся и вдруг забыл свою новую фамилию, а удостоверяющий его личность документ сдал кассиру. На просьбу назвать себя, он на мгновение растерялся, но тут же нашёл выход из создавшейся ситуации: с видом человека оскорблённого, он сразу же обрушился на кассира с претензиями, поскольку документ находился у неё на столе, и, быстро просунув руку в окно, достал его со стола и с вызовом демонстративно прочёл данные о себе. Кассиру ничего другого не оставалось, как принести свои глубочайшие извинения.

«Сданный» спецслужбам своим ближайшим помощником, он, тем не менее, до конца оставался верным своему долгу и ни при каких обстоятельствах не раскрыл себя, подчинённых ему людей и свою принадлежность России. Улик же, которые раскрывали бы его истинное лицо, против него получено не было. Уже после ареста, когда везли в автомашине, один из контрразведчиков как бы случайно заинтересовался заколкой его галстука и, расстегнув её, изъял находящуюся в тайнике микрофотоплёнку. Казалось бы – улика налицо, но Абель оставался спокойным: он знал, что плёнка при вскрытии будет засвечена, так как секрет её изъятия был известен только ему одному. Так и произошло. Обвинение против него было построено в основном на показаниях предателя, и «привязать» его к спецслужбам России не смогли.

С другой стороны, жизнь этого мужественного человека, многие годы проведшего вдали от Родины, от семьи и друзей, в условиях постоянной настороженности, неимоверного напряжения нервов, познавшего, что такое дружба и предательство, и, наконец, годы тюремного заключения – сама по себе является ярким примером мужества, стойкости, верности долгу и преданности Отчизне! И в подтверждение тому – он сам, прошедший через все муки ада с достоинством и честью. Даже в условиях заключения, приговорённый к длительному сроку наказания, он, с присущей ему общительностью, оптимизмом и выдержкой, сумел расположить к себе не только сокамерников, но и администрацию тюрьмы. Окружающие обращались к нему уважительно «господин полковник», так как считалось, что он являлся резидентом разведки. Содержащиеся с ним в тюрьме заключённые, в основном представители мафиозных структур, постоянно делились с ним всем, что им присылали с воли. В тюрьме он много занимался решением математических задач. Особенно любил рисовать. Однажды с разрешения администрации нарисовал портрет президента США Джона Кеннеди. Начальник тюрьмы повесил его в своём кабинете. Через некоторое время тюрьму посетил какой-то чиновник из аппарата президента, и увидев в кабинете понравившийся ему потрет, увёз его с собой. Уже в последнее время пребывания в тюрьме Абель предложил администрации план реконструкции тюрьмы и даже разработал соответствующие чертежи. Начальник их одобрил и доложил по инстанции. «Вот только не смог я принять участие в реализации этого плана, хотя об этом нисколько не жалею» – улыбаясь, пошутил Рудольф Иванович. Улыбался он какой-то особенной, искренней, душевной улыбкой, и от всего его облика исходила доброта, располагающая к себе необыкновенная притягательность, естественность. Вместе с тем в нём не было ничего такого, что как-то отличало бы его от окружающих: обычный, среднего роста, щупловатый на вид, достаточно подвижный человек солидного возраста, с умными, внимательными глазами. Хотелось бы отметить, что по всем своим качествам, на мой взгляд, он полностью отвечал тем необходимым требованиям, которые предъявлялись при подборе кадров для такой работы.

В этот день много было задано вопросов, и на все он в свойственной ему спокойной манере давал обдуманные и исчерпывающие ответы.

В один из перерывов, когда мой коллега Борис куда-то отлучился и оставил мне фотоаппарат, я вышел в сад и остановился у абрикосового дерева, разглядывая наливающиеся плоды. Вдруг сбоку подходит генерал – наш начальник школы – и Абель. Увидев висящий у меня на груди фотоаппарат, Абель заинтересовался его маркой и каким объективом пользуюсь. От неожиданности я даже не мог раскрыть рта, да и, честно говоря, не знал какой объектив использовал Борис. Увидев моё замешательство, он понял, что я волнуюсь, взял фотоаппарат и сам начал рассказывать. Но делал он это в очень тонкой и корректной форме, видимо, чтобы не обидеть меня. Он рассказал о фототехнике, которой пользовался, когда в США содержал фотоателье для прикрытия своей разведывательной деятельности. Воспользовавшись ситуацией, мгновенно, как муравьи, обступили нас остальные слушатели, и дело закончилось фотографированием на память с именитым гостем.

Во второй половине дня Абель подписывал автографы, а вечером состоялся концерт, который нам давали по столь знаменательному случаю наши шефы – артисты Киевского театра оперы и балета. И в этот вечер впервые прозвучала в исполнении Народного артиста СССР Дмитрия Гнатюка песня «Незримого фронта солдаты», слова из которой вынесены в начало рассказа. Как точно они отражали ту атмосферу, в которой мы находились, в унисон сливаясь с мыслями, которыми мы жили, гордясь своей причастностью к людям, подобным нашему знаменитому гостю.

Много прошло времени с того памятного дня. Более тридцати лет, как ушёл из жизни этот замечательный человек – Разведчик века. Много за это время произошло изменений. Только относительно недавно мы узнали его настоящее имя – Вильгельм Генрихович Фишер.

Говорят, меняются времена, происходит переоценка ценностей. Да, можно и нужно открывать настоящую фамилию разведчика, хотя бы и после его смерти. Но то дело, которым он жил, во имя которого отдал себя всего без остатка, не требуя взамен ни денег, ни наград, ни званий – нельзя подменить другими ценностями. И для нас он всегда будет оставаться тем, кем был – Рудольфом Ивановичем Абелем, легендарным разведчиком, который честно и беззаветно служил России.

Каждый раз вспоминая товарищей, с которыми свела судьба на ниве нелёгкой чекистской службы, и отдавая дань памяти тем, кто своим мужественным примером вдохновлял нас в нашей работе, мы поднимаем тост из той песни, ставшей нашим гимном:

«Эти люди военные, каждый славы достоин,
Имена их до времени строго в тайне хранят,
Доказали не раз они: и один в поле воин,
Доказали не раз они – нет для смелых преград.
Каждый миг – начеку, каждый шаг – начеку,
Даже в мирные дни – вечный бой.
Чекисты – незримого фронта солдаты,
Готовы на подвиг любой!»

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…