Иркутск танцевальный |
3 марта в Музее истории города Иркутска им. А. М. Сибирякова состоялась выставка «Мы из 70-х». Она была посвящена истории бального танца в нашем городе и приурочена к 5-летию клуба любителей этого искромётного действа – «Ностальгия». Танцуют все!Мы как-то уже привыкли, что сейчас танцами у нас всерьёз занимаются в основном дети и подростки, а ведь были времена, когда танец был в почёте и у взрослого населения. Бальные танцы приживаются в России во времена Петра I, который в 1718 году издал указ о введении ассамблей, то есть собраний-балов. В Иркутске балы становятся популярными в начале ХIХ века, особенно во время губернатора Трескина, в доме которого они проводились раз в году, 21 января, в день рождения губернатора. Известный сибирский писатель Иван Калашников оставил нам свои воспоминания об иркутских балах того времени: «Случалось, что среди бала вдруг раздавалось удалое пение полицейских песельников, составленных из полицейских, солдат и ссыльных под управлением городничего Карташова, мастера и охотника петь. Полицейский хор пел весьма складно и живо. Бал оканчивался не котильоном, не мазуркой, а некой восьмёркою, природным иркутским танцем, вроде деревенских хороводов». Обычно бал начинался полонезом, или «польским», как его ещё называли – медленным, торжественным танцем, сменившим в начале ХIХ века менуэт. За полонезом следовал вальс, его появление относят к 70-м годам XVIII века. В ХIХ веке с появлением волшебной музыки отца и сына Штраусов, Чайковского, Глинки вальс стремительно завоевал и пространство России. Француз Пойль так отзывался об этом: «Для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и кроме русских дам этих чересчур быстрых, почти воздушных летков не выдержит ни англичанка, ни немка, ни даже француженка». Кульминацией бала была мазурка – гордый танец родом из Польши, решительные движения которого – с вызовом, бравым ударом каблука – пришли от мазуров – древнего славянского племени, населявшего Польшу. Завершал бал котильон – танец-игра, род кадрили, которую танцевали под музыку вальса. От буржуазных балов до пролетарских танцулекВ начале ХХ века в моду входят и более современные танцы. Сохранилась программа одного из балов, который проходил в стенах Иркутского военного училища в 1909 году: «1-е отделение: вальс, па-де-катр, коханочка, киоватта. 2-е отделение: вальс, па-де-спань, китаянка, венгерка. 3-е отделение: вальс, чардаш, мазурка, миньон. 4-е отделение: котильон». В Иркутске в то время особой популярностью пользовались балы-маскарады, что длились с Рождества до Великого поста. Тогда здесь существовали танцевальные школы О. Каца, Л. Ковалёва, В. Люзинского, Г. Сойфер. Программа этих школ была весьма разнообразна, и в них принимались и взрослые, и дети. Новомодные танцы быстро возникали и исчезали. Исключение, пожалуй, составляло танго, которое оставалось востребованным и в ХIХ, и в ХХ, и в ХХI веках. В Иркутск танго пришло в 1914 году. Газета «Сибирь» извещала читателей: «Танго. Танго!!! Последняя новость салонной хореографии. Преподает только в школе танцев Л. и О. Ковалёвых. Приём учащихся ежедневно в новую группу». Революция и Гражданская война сказались и на культуре бального танца в России: все его разновидности были объявлены «буржуазным пережитком» и подвергнуты острой критике. Например, старожил Иркутска Лидия Ивановна Тамм в своих «Записках иркутянки» так описывает те события: «Много разговоров было и вокруг танцев. Большинство учащихся техникума были против «буржуазных танцев». «Нам нужны народные танцы – барыня, топотун, восьмёрка, – горячился Ваня Погодаев. Ему вторила его сестра Пана: «Надо запретить вальс, это чисто буржуазный танец – два пола натирают третий!» В 20–30-х годах «танцульки» по-прежнему считались буржуазным развлечением с эротическим подтекстом. В конце 1930 годов в пылу шпиономании танцплощадки были вообще названы «щелями для шпионов», а завсегдатаи танцев рисковали не только комсомольскими билетами – их вполне могли причислить к рангу «врагов народа». Лишь в конце 1940 – начале 1950-х гг. в школах стали появляться карнавалы и маскарады – некое подобие дореволюционных балов. Их обязательной частью были танцы, программа которых утверждалась заранее. В Иркутске в это время молодёжь охотно танцует на танцплощадках, в парках и Домах культуры: в парке Парижской коммуны, где играл духовой оркестр, в «Дунькином саду» (усадьба Сукачёва), в ЦПКиО, в ДК Куйбышева и ДК Дзержинского, в Доме офицеров и др. На этих площадках тогда царили вальс-бостон, па-де-катр, рио-рита, танго. Стиляги на «манной каше» и с «собачьей радостью»В середине 1950-х, с переводом студентов из Москвы, в Иркутске появились «стиляги» – первые фанатики джаза, пожелавшие отделиться от серого мира казёнщины. Местом своих тусовок они избрали площадку напротив улицы Свердлова – «круг» и улицу Карла Маркса – «брод». Так студенты-охотоведы расформированного Московского пушно-мехового института привнесли к нам свой стиль одежды: ботинки на толстой подошве из китового уса – «манная каша», белые носки, широкие пиджаки. У них в моде были также галстуки с видами растительности тропических стран или узкие тёмные «шнурки», скреплённые посредине металлической пряжкой – «собачья радость». На голове – кок. Именно «стиляги» первыми освоили заграничные танцы – буги-вуги и рок-н-ролл. С ними велась организованная борьба. Комсомольцы считали их «моральными уродами», вывешивали их фото на специальных стендах «Комсомольского прожектора», устраивали очистительные рейды по местам их дислокации и ножницами кромсали им «патлы» или узкие штанины брюк.
Мы из 70-хС 60-х годов у бальных танцев началась в СССР новая эпоха. Интересно, что и тогда к ним был неоднозначный подход. Министерство культуры СССР поддерживало развитие бального танца, а министерство РСФСР этому препятствовало, считая, что и в самом танце, и в костюмах много буржуазности и западного образа жизни. Девизом того времени было высказывание министра В. Стриганова: «Советский человек должен танцевать по-советски!». Первые турниры исполнителей бальных танцев начали проводить в конце 60-х в Ленинграде, Таллине, Каунасе, Риге... В 1972 году в СССР прошёл 1-й Всероссийский конкурс исполнителей бальных танцев. В Сибири в эти годы получают известность конкурсы исполнителей современных бальных танцев, которые проходят в Красноярске, Омске, Чите, Ангарске, Иркутске. «Советская программа» тех лет, то есть танцы, придуманные советскими хореографами, включала в себя более 150 наименований! Многие из этих танцев уже давно забыты. В 70-е годы активно создаются танцевальные коллективы и у нас в области. В Ангарске это школа и ансамбль бального и современного танца под руководством Револьда Гусева. В Иркутске – ансамбль бального танца Валентина Демьянова, который в 1978 году стал дипломантом VI Всероссийского конкурса исполнителей бального танца. В это же время у нас в городе успешно работает и ансамбль бального танца Иркутского госуниверситета, которым руководят Галина Стонюсова и Виталий Агейчик. В 1981 году в Иркутске появляется ещё один ансамбль бального танца – «Лотос», которым руководят Наталья и Владислав Инкижековы. Основной сценой для соревнований по бальным танцам становится Иркутский политехнический институт, в этих соревнованиях принимают участие уже до двух с половиной десятков танцевальных пар. Среди танцующих в основном, конечно, студенты, учащиеся старших классов, но есть и инженеры, рабочие, служащие «в возрасте» – и за 25, и под 30 лет. Ведь тот этап в развитии бального танца был периодом любительского танца в полном смысле этого слова, поскольку танцами занимались в свободное от работы и учёбы время. В 80-е годы этот этап заканчивается – с усложнением танцевальных программ любимому делу требуется отдавать всё больше времени, и чтобы выступать на уровне, нужна уже серьёзная подготовка в профессиональных танцевальных студиях. В Иркутске помимо «Лотоса» появляются клубы «Ритм» (1983, руководитель Валерий Распутин), «Гармония» (1989, Алексей и Лариса Федоренко), «Байкал-данс» (1992, Виктор и Оксана Белобородовы), «Академик» (1992, Максим Скоморовский и Эльмира Камалдина), «Экспромт» (1996, Владимир Ячменев и Елена Кругова), «Стиль» (1994, рук. Игорь и Наталья Зинковы) и др. Среди конкурсов бальных танцев выделяются «Голубой Байкал», «Байкал-Данс», «Чистописание по паркету». К началу XXI века небольшое сообщество энтузиастов художественной самодеятельности, посвятивших свою жизнь бальным танцам, преобразовалось в мощную, хорошо структурированную спортивную организацию. Ностальгия – всегда в почёте29 февраля 2012 года в Иркутске при Музее истории города Иркутска был создан клуб любителей бального танца «Ностальгия». Он состоит из танцоров 70–80-х годов ХХ века, имеющих опыт участия в городских, областных, российских и всесоюзных конкурсов бального танца. В коллективе занимаются шесть призёров разного уровня соревнований, имеющих опыт преподавания бального танца. Самому младшему члену клуба – 33 года, самому старшему – 75 лет. Среди участников клуба – сотрудники музея, преподаватели, инженеры, юристы, экономисты, работники ВСЖД и даже один водитель-дальнобойщик. Деятельность «Ностальгии» направлена на пропаганду русского и советского бального танца, на воспитание принципов здорового образа жизни, организацию культурного досуга жителей нашего города. Клуб «Ностальгия» является лауреатом межрегиональных и областных фестивалей сценического бального танца в городах Иркутске и Ангарске, принимает постоянное участие с концертными программами во многих мероприятиях музея истории Иркутска. В его репертуаре сегодня насчитывается более 20 танцевальных композиций и сольных номеров. К сожалению, возрастных танцевальных клубов, а тем более ансамблей «сеньоров» или «гранд-сеньоров» в нашей стране немного. Тем радостнее, что именно в нашем городе существует клуб любителей бального танца «Ностальгия», который доказывает и своим ровесникам, и людям более молодого поколения, что танцы – всем возрастам покорны! |
|