ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

155 лет назад, польское восстание: о чем спорили «либералы» и «патриоты»?

Изменить размер шрифта

155 лет назад Российская империя подавила польское восстание 1863–1864 годов. Значение, которое имели эти события для внутриполитической жизни, трудно преувеличить. Почти на полвека русская интеллигенция в массе своей отшатнулась от доморощенных оппозиционеров-радикалов: те заняли польскую сторону. В наше время эта общественная дискуссия возродилась на новой почве и в новых красках. И хотя Украина не является сегодня в отличие от тогдашней Польши частью Российского государства, напрашивающиеся аналогии местами поражают своей точностью. Рассказывает Валерий КОСТИКОВ, кандидат филологических наук, знаток дореволюционной русской журналистики и общественной мысли.

Либералы и «ватники» в зеркале прошлого

– Сейчас в моде слово, пришедшее из рэп-культуры и обозначающее словесный поединок, – «баттл». Между кем в русской журналистике происходил основной «баттл» по поводу польского восстания?

– Между газетами «Колокол» Александра Герцена и «Московские ведомости» Михаила Каткова. Это без преувеличения два великих публициста. Напомню: «Колокол» издавался в Лондоне (в основном на деньги самого Герцена, богатого помещика-эмигранта) и являлся первым полноценным неподцензурным изданием на русском языке. Герцен был властителем дум, фигурой, признанной в Европе, патриархом революционеров. Все россияне, кто всерьёз разделял оппозиционные настроения, читали его. В свою очередь, «Московские ведомости» также были одним из популярнейших в стране изданий. И самым популярным из консервативно-охранительных.

– Иными словами, Катков – это Дмитрий Киселёв того времени?

– Не сказал бы. Катков 11 раз подвергался цензурным взысканиям. Постоянно критиковал кабинет министров, находился в ссоре с министром внутренних дел. И даже был на время отстранён от редакторства.

– Дорогих западных партнёров России он тоже не обходил вниманием, так?

– В связи с польскими событиями он рассуждал о теории невмешательства в дела народов. «Теория невмешательства не препятствует Англии управлять турецкими делами и забирать в свои руки греческую революцию; права народностей не помешали ей пристукнуть турецких славян, когда они подняли было голову», – напоминал Катков. И добавлял: «Не говорите англичанину о правах народностей в Индии: он сочтёт вас сумасшедшим, точно так же как француз сочтёт вас таковым же, если вы заговорите ему о правах народностей в Алжире». Кстати, именно с поддержкой польского восстания европейской дипломатией Катков связывал его обречённость: «Чем деятельнее будет иностранное вмешательство, тем более будет крепнуть, а может быть, тем более будет ожесточаться русское народное чувство».

– А что же Герцен?

– Проявлял двойные стандарты. Можно ли презирать поляка за то, что он хочет быть поляком, вопрошал Герцен. Справедливая мысль, нельзя. Но возникает встречный вопрос: а можно ли индуса презирать за то, что он хочет быть индусом? Где обращение Герцена к британскому правительству? А к британским офицерам, участвовавшим в опиумных войнах?

– Современные либералы отвечают на подобные упрёки так: «Нам стыдно только за свою страну, к чужим странам мы отношения не имеем».

– Допустим. Но возможно и другое объяснение: если подвергается сомнению независимость Каткова от российской власти, то стоит усомниться и в независимости Герцена от британского пространства, в котором он жил и издавал газету. Ни в коем случае не хочу сказать, что Герцен неискренен, но он односторонен в польском вопросе. Учитывает жертвы и трудности, выпавшие лишь на долю поляков. А стотысячный польский корпус на стороне Наполеона – это что было? Гуманитарная миссия, которой не поняли восточные варвары?

Напомню: территория Царства Польского оказалась в составе России именно в результате Наполеоновских войн. Собственно говоря, Катков объяснял включение польских земель в Россию оборонительными целями. И подавление восстания рассматривал как оборону. Поляки не удовлетворятся независимостью в границах Царства Польского и обязательно пойдут восстанавливать Речь Посполитую, то есть завоёвывать Белоруссию, Украину и Литву, писал Катков. Он подчёркивал: «Правда, Польша не приносит России никаких материяльных выгод и поглощает несравненно больше, чем в состоянии дать сама. Правда, обладание Польшей много вредит нам и в нравственном отношении. Но дело не в обладании самою Польшей, а в том, чтобы так или иначе было обеспечено спокойствие в значительной части исконно русских областей».

– А для Герцена польских имперских замашек не существовало?

– В своём обращении к русским офицерам, несущим службу в Польше, Герцен написал: «Бросьтесь вы с вашими и с их (польскими. – прим.ред) солдатами в Литву, в Малороссию во имя крестьянского права на землю».

– Ничего себе! Разве польские повстанцы стремились к наделению крестьян землёй?

– Это декларировалось, но, подчёркивал Катков, заявления расходились с практикой. Неслучайно русские (белорусские, малорусские) крестьяне в Польше организовывали отряды для сопротивления восставшей польской шляхте. Катков понимал восстание именно как шляхетское, а не народное. Он приводил в пример область Жмудь, где власть польского революционного правительства утвердилась абсолютно и при этом крестьяне вовсе не были избавлены от помещичьих повинностей. Герцен же, в свою очередь, напрямую связывал освобождение Польши от России с освобождением самой России, с успехом русского земского дела. Акцентировал внимание на жестокости подавителей восстания и не замечал жестокости восставших. Хотя с каждой стороны погибло от 10 до 30 тысяч человек.

– Приходится констатировать, что великого Герцена заносило.

– Приходится констатировать, что он впадал в крайности. В том же обращении к русским офицерам он написал: «Мы признаём не только за каждой народностью, выделившейся от других и имеющей естественные границы, право на самобытность, но за каждым географическим положением. Если б Сибирь завтра отделилась от России, мы первые приветствовали бы её новую жизнь. Государственная целость вовсе не совпадает с народным благосостоянием».

– И этого человека культивировали в СССР! При всём уважении к его голове – что в ней происходило?

– Утопический анархизм. Для меня спор Герцена и Каткова – это не спор либерала и консерватора, это спор утописта и реалиста. Позиция Герцена проста – расчистить место и дать начало новому миру, не принимая во внимание возможные жертвы. Вполне большевистская ментальность, опередившая своё время.

Катков комментировал: «Польской интриге удалось убедить не одного русского, будто отступаться от родных интересов значит действовать рыцарски… Чем, как не бессилием общества, должно объяснять, что в той самой среде, против которой была направлена интрига, понятия о нравственности едва не перевернулись вверх дном и притом в угоду враждебной интриге? Только выродившиеся нации представляют пример такой общественной немощи». Однако «за нашей будничной апатией, которой воспользовалась эта интрига, последовал взрыв русского народного чувства, тем более сильный, чем глубже была апатия».

Писатель Сергей Шаргунов так сказал нам о сегодняшних либералах, занявших проукраинскую позицию: «Они размашисто поставили знак равенства между нелюбимой властью и родиной». Применимы ли эти слова к Герцену?

– И да и нет. Герцен, несомненно, любил Россию, но революционной любовью. С одной стороны, он поддерживал в лице польского восстания войну против своей родины, но, с другой стороны, он видел в этих событиях шанс на избавление родины от несправедливых порядков. И поэтому хотел, очевидно, раздуть ситуацию до масштабов российской революции. Однако своим отношением к польским событиям Герцен, напротив, отвратил основную массу читателей от самого себя и от революционеров вообще. Тираж у «Колокола» упал, а у «Московских ведомостей» – вырос. «Не за горами тот час, в который поймут и оценят наш разрыв с общественным мнением… Не при жизни, так на нашей могиле настанет день не нашего раскаянья, а раскаянья перед нашими тенями за оскорблённую в нас любовь к России!» – отчаянно писал Герцен.

– Почему же Каткова на время отстранили от редакторства «Московскими ведомостями», если он блестяще справлялся с задачей?

– В глазах правительства Катков занимал слишком уж бескомпромиссную позицию по отношению к Польше. Кроме того, он призывал «усиленно трудиться над устранением тех недостатков русского общества, которые ободряли враждебную нам интригу и дали наконец подняться на нас её стоглавой гидре». Обращал внимание, например, на то, что православное духовенство в Царстве Польском живёт со своими семьями на жалованье от российского правительства «в несколько раз меньше того, которое даётся от правительства же безбрачным католическим ксёндзам».

– Получается, не только быть либеральнее властей чревато, но и быть патриотичнее властей чревато тоже. Впрочем, в итоге Катков восторжествовал. И оказался прав в своих опасениях, сбывшихся через полвека. Поляки, получив в Первую мировую войну независимость от России с помощью немцев, действительно пошли завоёвывать Белоруссию, Украину и Прибалтику, что привело к гибели десятков тысяч красноармейцев от условий содержания в польском плену (и к гибели трёх-четырёх тысяч поляков в советском плену).

– Согласен. Катков, хоть и тоже был тенденциозен, оказался ближе к исторической правде. Но, подытоживая, признаём частичную правоту и за Герценом. Есть некоторая логика в том, что «на развитии грубых страстей стяжания и захватывания держались и держатся уродства» государств, «заслоняющих мнимым величием и победоносными знамёнами внутреннее неустройство». А также в том, что Россия, создав государство, армию, общину, так и не смогла создать вольного человека, потому что русский дворянин всегда между молотом и наковальней: внизу под ним – угроза пугачёвщины, а сверху – угроза ссылки.

Хочется, чтобы сегодняшние либералы и консерваторы, ломающие копья в Интернете, поучились слогу и уровню аргументации у этих великих публицистов. И при том не переняли бы их тягу к спору, предпочтя тягу к взаимопониманию.

По материалам argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…