ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-04-17-48-43
Недавно Анастасия Волочкова рассказала о конфликте с дочерью из-за квартирного вопроса. Как известно, у Волочковой есть особняк в Подмосковье и большая квартира в столице, которую ей подарил бывший жених Сулейман...
2024-04-10-03-40-20
Немало бед свалилось на жительницу Миасса Ирину Мухаммед Мангунгу. Сначала ее бросил муж-танзанец, затем у женщины в 2021 году сгорел деревенский дом. Далее сын и дочка были отправлены в детский дом. И еще не было возможности пользоваться выплатами по потере отца. Как столько всего можно...
2024-03-26-05-08-32
В марте 2018 года произошел страшный пожар в ТК «Зимняя вишня» в Кемерово. В этой трагедии житель города Игорь Востриков потерял свою семью. Мужчина дал совет тем, кто столкнулся с потерей близких при теракте в подмосковном...
2024-04-09-02-58-05
Нередко бабушкам и дедушкам доверяют присматривать за внуками. Но мужи науки предостерегают, что это может быть для пожилых опасным занятием. У последних при общении с малышами возрастает риск развития пневмококка. Ученые призвали прививать пожилых от...
2024-04-04-17-10-29
По словам критика Сергея Соседова, Алла Пугачёва в советское время совершенно правильно себя «дозировала», не надоедая лишний раз публике. Поэтому её выступлений очень...

Россия может утратить свои народные промыслы

Изменить размер шрифта

matreshka

Мстера, Златоуст, Хохлома, Жостово, Холуй, Гжель, Дымково, Крестцы, Богородское... - произносишь эти слова, и словно звенит-переливается в руках старинное монисто. Пишет "Российская Газета".

Однако места расцвета народных художественных промыслов, насчитывающих по триста-четыреста лет, за последние 20 лет порядком оскудели. Еще в начале века на них трудились более 100 тысяч мастеров, сегодня осталось не больше 15 тысяч. Почти каждый из промыслов в 90-е годы распался на 3-4, а то и 10 разных предприятий. Отдельные знатные и незнатные мастера ушли на вольные хлеба, пытаются выживать как могут. Кто-то работает прямо на заокеанских заказчиков, кто-то стоит со своими изделиями на рынках. Оставшиеся предприятия выживают в прямом смысле слова - средняя зарплата на большинстве из них едва покрывает прожиточный минимум.

promysli1
Фольклор, включенный в современность, считается сегодня модным направлением.

"Года два назад пришли три способных паренька, точили заготовки для изделий, - говорит директор предприятия "Хохломская роспись" Елена Краюшкина. - Мы по согласованию с руководством района готовы были им даже квартиры дать при условии, что проработают у нас 10 лет. Но они все равно ушли - туда, где зарплата выше". "Еще 5-10 лет - и старых мастеров просто не останется, а с ними могут исчезнуть и сами промыслы", - полагает председатель правления Ассоциации "Народные художественные промыслы России" Геннадий Дрожжин.

Больше половины народных промыслов числятся по минпромторгу. То есть как обычные производственные предприятия. Соответственно и налоги платят как все. Но в структуре себестоимости их изделий от 70 до 90% - ручной труд, остальное - затраты на энергоресурсы и сырье - глину, дерево, нитки. Поэтому налоги их просто разоряют.

promysli2

Правда, государство оказывает финансовую поддержку в размере 300 млн руб. в год - "меньше, чем стоит один "забугорный" футболист", - горько шутит Геннадий Дрожжин. Половину этой суммы получают три предприятия, у которых по определению дорогое сырье (ценный металл, импортные материалы), а все остальные могут рассчитывать лишь на вторую половину. То, что в понятие "ручной труд" вложены такие непроизводственные ресурсы, как талант и вдохновение мастера, его фантазия и душа, в расчет не принимается. Иную авторскую чашку или шкатулку мастер может расписывать целую неделю - тонкость и филигранность работы сродни шедеврам великих художников.

Конечно, поэтому изделия народных промыслов дороги. Этим пользуются плагиаторы всех мастей - от малограмотных конкурентов, работающих "на дому", до изготовителей китайских подделок. И это, с одной стороны, отбивает покупателей у настоящих мастеров, с другой - убивает престиж подлинника. Жуткие арбатские matryoshki со стразами - пример китча, на который ведутся только иностранцы.

Все по той же нехватке средств большинство промыслов не может ни открывать фирменные салоны, ни арендовать площади в торговых центрах.

Нужны культур-менеджеры

Однако есть и среди промыслов примеры не выживания, а реального успеха. Один из них - Гжельский фарфоровый завод. "У нас объемы выпуска продукции за последнее время выросли на треть, - делится директор завода Петр Сивов. - А портфель заказов в три раза больше производственных возможностей". Причины успеха он видит в том, что рост курса валют перекрыл поток дешевого китайского фарфора. Еще на фабрике открыли интернет-магазин - и теперь до 80% заказов идет через него.

Свои секреты успеха и у Жостовской фабрики декоративной росписи, хотя еще 10 лет назад здесь была полная разруха. "Мы сделали ставку на уникальность каждого изделия. Мастера не работают по образцам, каждая роспись - авторская", - поясняет директор фабрики Наталья Логвинова. А еще здесь организуют экскурсии, в которые включен и мастер-класс, где каждый посетитель может расписать по заготовке собственный уникальный поднос, подписав его своим именем. Его потом покроют лаком и вышлют "автору". В единственном магазине фабрики в Москве за месяц бывает до 10 тысяч посетителей - устная "реклама" делает свое дело.

Так умелые менеджеры вытаскивают промыслы из полной безнадеги. Но успешных управленцев в этой сфере мало, учебные заведения их специально не готовят, а зря: торговля художественными изделиями отличается от продаж обычной посуды как работа в картинной галерее от торговли обоями. Хотя и там тоже нужны толковые продавцы.

Картинки с выставки

В конце прошлого года в Москве прошла выставка-ярмарка народных художественных промыслов "Ладья". И хотя большую часть экспозиции занимали, увы, безвестные ИЧП и отдельные авторы-дизайнеры шляпок и украшений, толпы народа стояли как раз у стендов исконных промыслов - Хохломы, Гжели, Дулева, Вербилок, Жостова и т.д. "А потому, что даже в Москве этого ничего не укупишь! - горя глазом, объяснила мне дама в одной из очередей. - А я это все за границу везу в подарки друзьям". У небольших стендов, где можно было увидеть похожие изделия мастеров-индивидуалов, народ не задерживался. Магия бренда или причина в другом? "Когда художник работает в коллективе, где хранят и передают традиции, где его обучают мастерству "из-под руки", он сохраняет главные приемы, узоры, дух изделий, - пояснила мне мастерица "Дымковской игрушки" Лариса Фалалеева. - А когда он один, постепенно "руку" теряет. Промыслы неслучайно артелями были".

Печально, однако, что принять участие в выставке смогли далеко не все даже известные промыслы. Самый маленький стенд, аренда которого составляла всего 30 тыс. рублей, плюс дорога до столицы - большинству даже эти затраты не по карману.

promysli3

Так что же нужно сделать, чтобы художественные промыслы не просто выживали, а жили и сохраняли для нас наши же национальные традиции? Необходимы налоговые послабления там, где до сих пор используется преимущественно ручной труд. Нужны дотации для технического перевооружения, закупок современного оборудования - новых печей, деревообрабатывающих станков, форм, литьевых машин и т.п. Нужно субсидировать обучение молодежи "из-под руки" мастера. Нужно приблизить обучение в расплодившихся "университетах народных промыслов" к этим самым промыслам. Нужно провести инвентаризацию всех предприятий, которые считаются промыслами, возможно, их число окажется совсем не таким, как принято считать. Нужно включать места художественных промыслов в маршруты внутреннего туризма, а их подлинные изделия должны быть доступны в любых курортных и туристических зонах, то есть необходимо участие Ростуризма.

Требуется разработать и внедрить систему защиты подлинных изделий от контрафакта. Нужна курация традиционных промыслов со стороны минкультуры и целостная госпрограмма поддержки художественных промыслов, чтобы сохранить то, что еще осталось. "Дорожную карту" для такой программы Ассоциация "Народные художественные промыслы" разработала уже несколько лет назад, но она пока не востребована. И это задача не только для минпромторга, программа явно должна быть межведомственной.

Долгое дыхание

Когда смотришь на подлинные изделия любого народного промысла, тебя охватывает безотчетная, почти детская радость. Думала, дело в том, что красиво, ярко, празднично. Оказывается, не только.

"В Жостово есть такое понятие - "долгий мазок", - рассказывает культуролог Марина Князева. - Это когда мастер ведет кисточку безотрывно, на одном долгом дыхании. Поэтому в старину им ставили дыхание, почти как певцам. И это дыхание мастера запечатлевается в любой вещи. Вся народная культура психотерапевтична, она врачует душу, потому что построена на принципе ликования. Она дышит восторгом бытия. И он не может не передаваться тому, кто эти изделия видит или берет в руки".

Умри, matryoshka, лучше не скажешь.

  • Расскажите об этом своим друзьям!