ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Всё о капитальном

Иван БРУСНИЦЫН   
24 Апреля 2017 г.
Изменить размер шрифта

От редакции: Писем и звонков по вопросам деятельности Фонда капитального ремонта (ФКР) многоквартирных домов Иркутской области за последнее время к нам поступило столько, что назрела насущная необходимость встретиться с его руководством и узнать всю интересующую информацию из первых уст. Читайте интервью с гендиректором этого фонда Денисом Быковым.

2404 6 1

– Денис Михайлович, что представляет из себя ФКР, как он работает, за счёт чего существует?

– Наш фонд был создан региональным министерством по жилищной политике, энергетике и транспорту в 2014 году. Он существует только за счёт средств, выделяемых из бюджета области, деньги собственников жилья тратятся исключительно на капремонт в том городе или районе, где они живут. Министерство утвердило программу капремонта, в которую входят более 15 тыс. многоквартирных домов Иркутской области. Вся программа разбита на трёхлетние планы. Вот эти планы и выполняет ФКР, собирая взносы, проводя электронные аукционы по отбору подрядчиков, заключая с ними договоры и контролируя их работу. Фонд – это организатор непростого процесса капремонта.

– А как вы оказались во главе ФКР? И, если можно, немного о себе.

– Я был назначен на пост гендиректора ФКР 10 июня 2016 года после победы в конкурсе и прохождения в Москве обязательного тестирования Министерства строительства и ЖКХ РФ. А родом из Иркутской области, родился в деревне. Окончил ИрГТУ по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Работал преподавателем в вузе, потом в органах власти, связанных со строительной спецификой, пять лет проработал в строительной сфере. В конце 2015 года пришёл в ФКР на должность главного инженера, занимался исключительно технической стороной процесса. В феврале 2016 года был назначен и. о. гендиректора. Потом объявили конкурс, и я решил принять в нём участие, в котором победил.

Я деревенский житель, понимаю, что такое хозяйство, что есть ежедневная рутинная работа, которую надо делать. К тяжёлому труду привык. Но этот год был, наверное, самым непростым в моей трудовой биографии. Это связано прежде всего с высокой социальной ответственностью дела, которым я занимаюсь. ФКР вместе с правительством Иркутской области несёт ответственность перед каждым жителем региона за каждый собранный на капремонт рубль.

– Что удалось сделать за год? И что предстоит?

– Капремонт в Иркутской области начался в 2015 году. Тогда удалось отремонтировать 95 домов, причём частично при федеральном финансировании. 2016 год стал первым, когда капремонт вёлся исключительно на средства собственников. И если в 2015 году на эти цели было потрачено 335 млн. рублей, то в 2016 году – в 2,5 раза больше – 837 млн. и было отремонтировано 143 МКД в 23 городах и районах. В планах на 2017 год – уже 343 дома на 1 млрд. 232 млн. рублей. А всего в плане 2017–2019 гг. 1703 МКД. Это в 7,5 раз больше, чем в базовый период. Объёмы удалось нарастить благодаря сплочённой работе правительства и фонда по оптимизации работы с учётом накопленного опыта. Почти 30 лет не было в стране чёткой, отлаженной системы капремонта. Сейчас она заработала.

Растёт и число муниципалитетов, где проводится капремонт. В нынешнем году их будет на пять больше, чем в прошлом, работы начнутся не только в крупных городах, но и небольших посёлках, городских поселениях. Мы хотим дать собственникам возможность не ждать, пока накопится большая сумма, а потратить уже имеющуюся на какие-то отдельные работы, к примеру, на замену кровли.

Увеличение объёма работ – это в том числе и результаты активного взаимодействия с муниципалитетами. Фонд считает, что именно власти на местах должны в первую очередь обследовать дома до капремонта, составлять акты визуального осмотра, определять, какие работы нужны в первую очередь. Они проблемы своих домов знают лучше, хотя бы на основе жалоб в УК. Фонд постоянно проводит селекторные совещания с муниципалитетами, три-четыре раза в неделю, что позволяет не откладывать на потом решение актуальных задач. В администрации почти каждого города и района сейчас есть ответственный человек, который курирует капремонт на территории. Два города – Свирск и Саянск решили взять на себя функции технического заказчика и самостоятельно организовывать капремонт. Сейчас мы подписываем с ними соглашения, в полном объёме функции перейдут этим городам в 2018 году. Отмечу активность местных дум. Депутаты начали организовывать встречи с жителями, я приезжаю на них, беседую, отвечают на вопросы, порой очень нелёгкие.

Другая наша задача – не просто проводить капремонт, но и добиваться энергоэффективности. Весь 2016 год мы устанавливали в домах современные тепловые пункты. Они являются погодоведомыми, то есть регулируют подачу тепла в квартиры в зависимости от температуры воздуха на улице. Это помогает сэкономить до 40% тепла, что очень актуально для бюджета жителей. При ремонте кровель теперь учитываем тепло-влажностный режим, чтобы на крышах не появлялись наледь и сосульки. В 2018 году перестанем рыть траншеи для замены труб и перейдём на метод прокола, что позволит сохранять благоустройство. Все инновации, которые применяют в других регионах, мы стараемся брать на вооружение. Кстати, в прошлом году ремонт дома в Ленинском округе Иркутска вышел в финал всероссийского конкурса по энергоэффективности. В ближайшее время по желанию собственников начнём выполнять благоустройство вокруг домов, там, где оформлен земельный участок, такой вид работ прописан в региональном законе о капремонте.

– Но организовать работы – это ещё не всё. Нужно добиваться качества их выполнения.

– Конечно, при капремонте важны вопросы качества. Подрядчиков проверяет несколько специализированных организаций и структур. А ещё контролирует фонд. И за 2016 год мы выдали 137 предписаний об устранении недочётов, взыскали с компаний более 13 млн рублей штрафов. В итоге по всем объектам были получены положительные заключения.

Напомню, что на все работы даётся пятилетняя гарантия, за этот срок компании обязаны за свой счёт устранять дефекты, которые проявились позже. ФКР очень жёстко отслеживает все жалобы от жильцов, управляющих компаний и муниципалитетов. В кратчайшие сроки мы проводим комиссионную проверку, по каждому факту разбираемся досконально. Если это гарантийный случай, то мы направляем подрядчику предписание устранить дефект в определённый срок. Иначе фонд имеет право подать иск в суд.

По поводу капремонта 2016 году уже было несколько жалоб. Какие-то дефекты подрядчики уже устранили, остальные устранят по теплу. Были жалобы на протекание кровли, но, как выясняется в большинстве случаев, это происходит по вине УК во время очистки снега. В этом случае УК восстанавливают их за свой счёт, так как они теперь дорожат своей репутацией – программа капремонта долгосрочная и для них это гарантированный фронт работ на десятилетия.

Хочу отметить, что всё больше местных организаций начинает заниматься капремонтом – в Братске, Усолье-Сибирском, Тайшете, Ангарске, других городах. Они знают логистику, специфику территорий, знают, где и какие качественные материалы по доступным ценам можно приобрести. Капремонт тянет за собой развитие смежных отраслей – транспорта, производство стройматериалов и т. д. Это новые рабочие места, налоги в местные бюджеты.
Есть сложности с подрядчиками. Крупным строительным компаниям невыгодно заниматься капремонтом: здесь есть своя специфика, работа с собственниками. А средние и мелкие не привыкли работать по законам и правилам. Ведь сейчас по федеральному законодательству требуется официально трудоустроить весь персонал, платить налоги и отчисления в фонды. Но реестр квалифицированных подрядных организаций пополняется, сейчас там более 50 компаний. Есть проблемы и с проектными предприятиями и теми, кто занимается строительным надзором, вот их остро не хватает.

– А кто проверяет работу самого фонда?

– Да почти все и постоянно. В 2016 году фонд прошёл массу проверок. Нас проверяли Пенсионный фонд, Управление Федерального казначейства по Иркутской области, Контрольно-счётная палата Иркутской области, областная прокуратура – один раз, районные прокуратуры – шесть раз, городские – 22. Служба государственного жилищного контроля Иркутской области приходила с проверкой 25 раз.

– И что дали эти проверки?

Нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств не установлено. Были незначительные нарушения, все они уже устранены. Хочу сказать, что замечания есть всегда, когда идёт активная работа, это помогает оптимизировать и улучшать деятельность фонда.

– Многие наши читатели жалуются, что дом у них в плохом состоянии, а ждать своей очереди приходится долго. Можно ли передвинуть срок ремонта?

– Надо честно признать, что жилой фонд в Иркутской области в целом в плохом состоянии. Много домов, которым более 60 лет, и они никогда не ремонтировались. По сути, эти дома на грани аварийности, если их сейчас не привести в порядок, они долго не простоят. Фонд вместе с правительством Иркутской области работает над тем, чтобы появилась возможность переноса отдельных домов на более ранние периоды в программе капремонта исключительно по техническим показателям. Сейчас есть два критерия для переноса МКД: процент собираемости платежей должен быть не ниже 90% и необходимо заключение о плохом состоянии здания. Первый критерий будет исключён из постановления правительства в ближайшие 1–2 месяца. Но это не значит, что другие МКД, которые стояли в очереди, автоматически передвинутся на более поздний срок, просто объёмы работ у нас увеличатся.

– Какие дома всё-таки нужно ремонтировать в первую очередь?

– Когда в очередной раз вносились поправки в региональную программу капремонта, по распоряжению правительства Иркутской области мы передвинули на ранний срок многие дома с лифтами и газовым оборудованием, которое отработало свой срок. Их мы отремонтируем опережающими темпами. В дальнейшем при выявлении других аналогичных домов их тоже возьмём на заметку. Массовую замену лифтов (более 40) мы начали в прошлом году в Братске, в этом году продолжим. Большая проблема с лифтами в Усть-Илимске: там много высотных зданий, но лифты в них никогда не ремонтировали и не меняли. Теперь они массово выходят из строя. В ближайшее время выезжаю туда, чтобы на месте помочь перенести такие дома по ремонту на более ранний срок.

Газовое хозяйство распространено в основном в Иркутске, Ангарске, Шелехове, Усолье-Сибирском. Капремонт внутридомового газового оборудования начинаем в 2017 году. Первый электронный аукцион по этому виду работ мы объявили ещё в декабре, но он не состоялся – не оказалось желающих подрядчиков, ведь подобные работы не так выгодны, как другие. Поэтому фонд будет объединять в один лот разные виды работ. Мы уже столкнулись с тем, что многие жители сами отказались от газа, перешли на электричество, создав дополнительные нагрузки на сети. Фонд будет внимательно изучать и обследовать такие дома, если его жильцы готовы полностью перейти на электричество, необходимо получить техническое условие на увеличении мощности подачи электроэнергии. Это большие затраты и хлопоты. Думаю, что в большинстве своём дома останутся на газе, но их придётся ремонтировать. И здесь есть свои трудности. Если хотя бы одна квартира в доме не пустит рабочих, то все работы остановятся.

– Как могут собственники участвовать в процессе капремонта?

– Обязательное участие собственников жилья прописано в Жилищном кодексе России. Во-первых, именно они на общем собрании рассматривают предложение фонда о капремонте, определяют, какие работы необходимо провести в первую очередь, что наиболее актуально. Во-вторых, жильцы должны выбрать ответственного человека, который будет вести контроль за работами и участвовать в приёмке дома. Как правило, это старшие по домам, пенсионеры, и мы благодарны им за сотрудничество.

– А как с собираемостью платежей?

– За 2016 год собираемость взносов за капремонт выросла на 12,39% – до 73,14%, что говорит о том, собственники начали видеть результат нашей совместной с правительством Иркутской области работы. Считаю, что нет лучшей рекламы капремонта, чем его качественное выполнение.

– Работают ли льготы, которые были даны пожилым людям в прошлом году?

– Да, они очень востребованы. Напомним, в прошлом году был принят закон Иркутской области, в котором предусмотрена льгота в виде компенсации в размере 50% для живущих одиноко или с пенсионерами собственников жилья, которые достигли 70 лет, и льгота в виде компенсации размере 100% – для людей, достигших 80 лет, живущих одиноко или с пенсионерами. Льготник должен сначала заплатить, а потом обратиться в соцзащиту по месту жительства за компенсацией. Как сообщило министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в 2016 году льготы получили 10 099 человек на сумму 6,9 млн рублей. Самое большое количество получателей живёт в Иркутске – 2240, наименьшее – в Куйтуне, там заявления подали всего четыре человека. В бюджете на 2017 года на компенсации заложено 13,5 млн рублей. Эта льгота имеет большое социальное значение, она региональная, таким образом, власти поддерживают население.

– До сих пор работа фонда для многих является тёмным лесом. Как узнать всю информацию о нём?

– В России значительно выросли требования к прозрачности работы фондов капремонта, поэтому мы должны на сайте максимально раскрывать информацию для собственников жилья. По этому показателю наш сайт находится на 29 месте из 85. На сайте по адресу http://www.fkr38.ru представлена вся информация по действующему законодательству, федеральному и региональному, там все приказы и постановления, все отчёты. Даже вся информация по собираемости взносов, и любой человек может посмотреть, сколько заплатили по каждой квартире. Отметим, что при этом люди не увидят персональных данных, к примеру, ФИО, только суммы. Такие сведения нужны, чтобы собственники чётко понимали, сколько их дом собрал денег. При покупке квартиры можно заранее узнать, нет ли за ней долга за капремонт. Раз в квартал вся информация обновляется.

– К вам часто поступают жалобы от населения? Как фонд на них реагирует?

– Все жалобы, обращения, просьбы, предложения от собственников жилья отрабатываются, у нас работает электронная система контроля.

Я провожу личный приём населения раз в неделю, если не уезжаю в командировку, можно записаться и решить какие-то сложные вопросы, получить разъяснения, правовые консультации. Люди часто не понимают, что делать им в той или иной ситуации, к примеру, если половина дома стоит пустая и нет возможности провести общее собрание собственников. Бывают случаи, когда по итогам личных приёмов приходится обращаться в прокуратуру, службу государственного жилищного надзора, муниципалитеты, даже к уполномоченному по правам человека в Иркутской области. Стараясь исполнять обязательства, я активно выезжаю во все муниципалитеты, где идёт капремонт, провожу с людьми встречи, отвечаю на вопросы. Любой человек может подойти, задать свой вопрос.

– Что ж, подскажем нашим читателям возможность воспользоваться этим правом. Но к вам трудно дозвониться...

– Да, трудно, ведь в день поступает порой 600–700 сообщений, а на связи с людьми работают лишь шесть человек, и ответить на все звонки бывает просто физически невозможно. Но можно обращаться на сайт фонда, прислать нам электронное или обычное письмо или вот задавать свои вопросы через вашу газету. Мы обязательно ответим. Кроме того, по вопросам капремонта работает горячая линия 8-800-100-2-261. Звонок бесплатный.

– Учтём и это. А какое достижение в своей работе за последнее время можете назвать?

– С момента создания фонда собственники жилья возмущались, что с них брали комиссию в банке при уплате взносов за капремонт. Мы провели большую работу со Сбербанком России и в марте этого года подписали дополнительное соглашение, по которому банк отменил все проценты при вносе собственниками платежей. Иркутская область – первый регион России, где произошло такое событие. В итоге банк, осознавая социальную ответственность, взял на себя многомиллионные расходы за собственников.

  • Расскажите об этом своим друзьям!