ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Град небесный в сердце моём

Елена Чабдарова   
19 Октября 2017 г.
Изменить размер шрифта

1910 6 1a

Продолжаем знакомить наших читателей с лауреатами VIII Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь», который проходил в Иркутске в рамках Дней русской духовности и культуры «Сияние России» в конце сентября. Сегодня с одним из них, иркутским писателем и поэтом Юрием Барановым, беседует наш внештатный корреспондент Елена Чабдарова.

1910 6 1

Наша справка: Юрий Иванович Баранов своей Родиной считает Советский Союз, так как, родившись в семье военного лётчика, ему приходилось часто менять место жительства. Часть детских и юношеских лет прошли на Украине, в Мелитополе, чему посвящено одно стихотворение из сборника «Град небесный» – «Под городом Мелитополем». Писать начал, как он сам говорит, как все нормальные люди, – в 15 лет, печатался в районных и областных газетах, а на Запорожском телевидении по одному из его юношеских рассказов даже был снят фильм.

Начинал учёбу на историческом факультете Мелитопольского пединститута, но его непреодолимо тянуло небо. Проучившись в пединституте два года, бросил его и решил связать свою жизнь с авиацией, а попал... на флот. Там продолжил писать рассказы и новеллы, но и это пришлось оставить, когда всё же поступил в лётное училище – из-за плотного графика занятий на творчество уже не оставалось времени. «Просто запретил тогда себе писать, – как говорит он сам, – хотя всё во мне бурлило и кипело».

Кто бы мог подумать, что эта разлука с творчеством продлится долгих 30 лет! За эти годы он отслужил в авиации, вышел в отставку и уже работал в мэрии Иркутска. Всё перевернула встреча с однокурсниками на 30-летии окончания лётного училища – Юрию Ивановичу захотелось написать о своих лётных товарищах. Сначала в честь своего однокурсника Валерия Артамохина написал рассказ «Медвежий след». И началось!..

***

– Юрий Иванович, с чем вы пришли на форум и что от него ожидали?

– Я отправил сборник стихов «Град небесный» и повесть «В поисках тайны Ремеза». Честно говоря, удивился, что попал в финал именно со стихами – рассчитывал, что моя проза может больше привлечь внимание.

– Ваши стихи из этого сборника в основном, скажем так, на злобу дня. Откуда возникают образы барабанной кожи или прополотой картошки?

– Стихи я пишу не в обязаловку, каждый день, а когда они нахлынут и от них просто некуда деться. Это плоды достаточно долгого периода. Некоторые из них давно стали песнями – «Полётная», «На форсаже», «На дальних маршрутах», и на них обращают внимание люди, прежде всего близкие к авиации.

– Главная идея компоновки сборника? По хронологии?

– Нет, скорее, по смыслу. Мне хотелось показать, что трудности 90-х необходимо переламывать. Уже наступил период, когда хватит ныть, что Русь погибла и всё ужасно... Ужасного ничего нет! Мы встали с колен, движемся вперёд. И нужно вот это бойцовское настроение сохранить.

– То есть вселить людям надежду?

– Именно! И ещё мне хотелось рассказать о ребятах, с которыми я учился в лётном училище, служил в авиации. Отсюда и название сборника. Это такой град, который я построил в себе и которому я верен. Вы вот о прополотой картошке упомянули. Это самоирония, в авиации не держатся люди, не умеющие смеяться. И в первую очередь, над собой. Наличие юмора – признак гибкости ума. Его, на мой взгляд, детям нужно с сызмальства прививать.

– Ну, коль о детях заговорили... Они сейчас и читать-то не любят. Мне кажется, кто хочет читать, тот будет это делать, а кто нет – того и заставлять не стоит. Как вы на это смотрите?

– Если в семье читают взрослые, то читать будет и ребёнок. Хотя по-разному бывает. У меня две дочери. Одна читает, другая – нет. Причём у читающей – вполне техническая профессия, а нечитающая пишет стихи. Как вам это? К книге, как и к шутке, надо приучать с малолетства. Если ребёнку постоянно талдычить, что нельзя кушать руками, результата может и не быть. Он воспринимает это как нудную нотацию. А если рассказать, что «вилка с ложкою дружили, вместе на обед ходили, а поссорила их Маша, которая руками ела кашу», то ребёнок засмеётся и поймёт, что руками кушать просто смешно.

– Ловко это у вас получается – на конкретном примере...

– А я так конкретно и стараюсь писать. Тут одна местная поэтесса по моей прополотой картошке весьма жёстко в интернете прошлась. Что это, дескать, за поэзия такая? Но поэзия может быть разной.

– А как пришёл в голову волшебный хронограф, с помощью которого герои вашей повести «В поисках тайны Ремеза» оказываются в прошлых веках? Вы, как отец и дедушка, хорошо знакомы с психологией ребёнка?

– Не считаю себя хорошим знатоком детской психологии. Просто убеждён, что современным детям не хватает таких книг, как «Кортик», «Бронзовая птица»... Они ему интересны, он видит в этих книгах своих сверстников и как они ведут себя в различных жизненных ситуациях. Несмотря на излишнюю идеологию, они и сегодня с интересом читаются. Мне всегда хотелось написать нечто подобное – дети соскучились по настоящим героям, за которыми хотелось бы идти. В фэнтези такого нет, так как там всё вымышленное. И юные читатели это прекрасно понимают. Им нужно, чтобы героями книг был похожие на них дети. Детская литература, по большому счёту, – вообще колдовство, где сложно предугадать реакцию ребёнка. Я никогда не думаю о стиле, в котором пишу, для меня важно создать такую дорожку, по которой они пройдут, а потом у них останется самое главное: они заинтересуются историей своей страны, захотят узнать больше. Многие свои вещи я как бы специально не дописываю – хочу, чтобы ребёнок сам докопался до сути.

– В этом году эта ваша книга признана лучшим изданием для детей в Сибири. Наверное, вы перелопатили в поисках работ известного исследователя Семёна Ремезова из Тобольска горы архива?

– Вы будете удивлены, но в Тобольске я не был, а повесть написал по заказу тобольского мецената Аркадия Елфимова. Прочитав мою книжку «Иркутский драгун Лёшка», он позвонил мне и вскоре прислал хореографическую книгу, чертежи самого Семёна Ремезова и исследования о нём.

– Правда ли, что иностранцы выкрадывали карты Сибири, созданные Ремезовым в XVII веке, или это ваш вымысел?

– Вымысел. Ремезов лишь создал ложную карту, чтобы обмануть любопытных иностранцев. Думаю, он сознавал, что его чертёжные карты могут украсть, с этой целью и сделал такую. Я намеренно не писал о работах Ремезова над летописью – детям сложно было бы разобраться сразу в нескольких ветках сюжета...

– Вернёмся в сегодняшний день. В своих стихах вы пишете: «Лежали книги на помойке. И равнодушно, и уныло, гордясь глубокой глухотой, шли люди, шаркая бескрыло айфонно-гаджетной толпой». Понятно, что нечитающий человек мыслит по-другому. Может, и библиотекам нашим стоит над этим задуматься и каким-то образом привлекать аудиторию?

– Библиотеки как раз для привлечения читателя сегодня делают очень большую работу: придумывают театральные постановки, соединяют интернет с книгой. Я на встречах со своими юными читателями постоянно говорю: представьте, что какой-нибудь вирус внезапно сожрёт все знания, накопленные человечеством. И что мы будем делать? А книга останется! Я тоже пользуюсь интернетом, беру в поездки электронные книги, но люблю книгу бумажную – в ней есть душа, без которой человек не может жить.

– А что за волшебная история произошла с читателем вашей детской книги «Тайна Тихвинской площади»?

– Мне позвонила женщина и рассказала, что её внук два года назад попал в автоаварию. У мальчишки после травм было плохо со зрением, он потерял память. Память стала к нему возвращаться после того, как ему дали почитать эту мою книгу. Оказывается, до аварии он её читал, теперь стал перечитывать, пересказывать, и память к нему вернулась. Эта история произвела на меня большое впечатление.

– Юрий Иванович, не за горами завершение ремонта областного Дома литераторов. Чем займётесь после возвращения туда?

– Считаю, что самое главное – вернуть туда наш Театр слова, что работал там ранее. Мы ставили пьесы по рассказам иркутских писателей, участвовали в презентациях новых книг. С появлением этого театра жизнь Дома литераторов заметно оживилась. Ведь представление книги – это всегда праздник, и оно, на мой взгляд, должно сопровождаться каким-то действом. Не просто вот так к читателям выходит автор и рассказывает о своей книге. Нет, здесь артистами обыгрываются сценки из книги, звучат стихи, музыка – идёт целое театральное представление произведения. Никогда раньше не думал, что так интересно можно провести презентацию книги. Например, у нас просто «на ура» прошёл спектакль, где были соединены рассказ Гурулёва и Вампилова «Домик окнами в поле». Когда появляется нечто подобное, становится ясно, что мы – полноценное учреждение культуры. И я очень рад, что мы вместе с Валентиной Семёновной Просекиной задумали такой театр. На нём помимо всего прочего ещё и воспитывается автор. Ведь зачастую начинающего писать разносят в пух и прах его же более маститые собратья – неправильно пишет, не той техникой. Но не это воспитывает автора – ему больше помогает неформальное общение с такими же чудиками, как и он сам.

– Чудиками, потому что нормальный человек в наше время не будет этим заниматься?

– Да, и это отчасти. Ведь литературное поприще в наше время не приносит дохода, не может прокормить. А когда начинающий автор встречается с себе подобными, видит их успех, он понимает, что у него есть шанс. В современной литературе наблюдается кризис героя. Литература должна воспитывать, показывать образцы высокого, а сейчас, какую книгу ни возьми, – все плачут: главный герой или спился, или умер непонятым. В общем, трагедия. Но ведь это ужасно! Я вас уверяю: сегодня есть герои, которым можно подражать! Появился вот у нас в Зиме, Иркутской области, автор Владимир Журавлёв, полковник милиции в отставке. У него есть впечатляющие рассказы о детстве, например «Недетская вина». Там говорится о том, как мальчишки издеваются над стариком-ветераном. Если ему крикнуть «Воздух!», он падает, накрывая голову руками. Крикнуть: «В атаку!» – он хватает палку и несётся с нею куда-то наперевес. Этот старик-ветеран воевал, был контужен, на него эти команды таким вот образом действуют, а мальчишки смеются, издеваются над ним. Потом одному из них отец говорит о том, что же вы, мол, делаете, это же герой! Такой след на нём оставила война. И позже мальчишки переживают над своим поведением и глубоко раскаиваются. Рассказ замечательный, написан ярким языком. Поэтому очень важно, чтобы герой звал за собой. Отчасти я эту задачу решаю и в своём сборнике.

– И спасибо вам за это, Юрий Иванович. Несколько слов о литературном форуме.

– Он, несомненно, стал праздником для Иркутска, позволил многочисленным гостям познакомиться с иркутской литературой. Сейчас очень важно соединить разорванное литературное пространство. Если театры ещё гастролируют и обмениваются опытом, то литераторы больше варятся в своём региональном котле. Мы сколько угодно можем быть известными у себя в области, в других регионах нас почти не знают. А без этого не может быть общего литературного процесса. Поэтому обмен такими «писательскими десантами» очень полезен. Например, многих иркутян, в том числе и меня, пригласили выступить в столице, в рамках Дней Иркутской культуры в Москве. Надеюсь, и там наши литераторы не останутся незамеченными. О самом Николае Петровиче Бурляеве даже говорить излишне – он проводит огромную, просто колоссальную работу по возрождению русской культуры. И дай бог ему здоровья!

  • Расскажите об этом своим друзьям!